ВАЛТАСАР
ВАЛТАСАР ВАЛТАСАР
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВАЛТАСАР

ВАЛТАСАР

ВАЛТАСАР
Валтасар Валтасар - последний вавилонский царь, имя которого упоминается вбиблейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1 - 30). Несмотря наосаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себябогатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.По случаю одного праздника - читаем мы в Библии - В. устроилвеликолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож ипридворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранныевавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим идорогие сосуды из иерусалимского храма. При этом, по обычаю древнихязычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывалисьпобедоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотряна все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговою. Но вот,в самый разгар пира на стене показалась рука человеческая и медленностала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем,мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужасастали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать иразъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелогопророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлялнеобыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая наарамейском языке кратко гласила: "Мене, мене, текел, упарсин". Этоозначало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел -ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое иотдано мидянам и персам". "В туже самую ночь - продолжает библейский рассказ - Валтасар, царь халдейский, былубит" (Дан. V, 30). Самое имя Валтасара, как упоминаемое в одной толькоБиблии, и его положение в ряду вавилонских царей было предметоммногочисленных ученых споров. Некоторые исследователи и критики, какнапр. Де-Ветте, находили возможным считать имя В. фиктивным. В БиблииВалтасар называется сыном Навуходоносора; между. тем известно, что уНавуходоносора был только один сын Евил-Меродах, после которогоВавилонией управляли еще три царя. В виду этого некоторые отождествлялиВ. с Набонидом. Но против такого отождествления говорит несомненныйфакт, что Набонид был взят Киром в плен еще до осады Вавилона и не былубит, а содержался в почетном плену. Первая нить к распутыванию этоготрудного исторического вопроса дана была известным ассириологом ГенриРолинсоном. При раскопке великого храма в Уре, им найдено было, в 1854году, несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в основаниехрама. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которойНабонид обращается к богу луны с следующею мольбою: "продли мою жизнь намногие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына,происшедшего от меня". Из этой надписи ясно, что у Набонида был старшийсын, по имени Бел-сар-усур, или, по греческой транскрипции, Валтасар.Как старший сын, он, очевидно, был наследник престола и по обычаювавилонских царей мог быть призван к управлению, в качестве соправителя,еще ври жизни своего отца. Что Валтасар ко времени падения Вавилона былуже человек взрослый, способный принимать участие в государственныхделах, на это есть указания в другой клинообразной надписи, хранящейсятеперь в Британском музее и содержащей летопись событий, которыепредшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали за ним. Вней, под 11-м годом царствования Набонида, следовательно за пять или зашесть лет до падения Вавилона, упоминается сын царя, в качествеглавнокомандующего войсками. Когда Набонид был взят в плен, Валтасар могстать фактически царем Вавилона, хотя бы номинально им и считалсяНабонид. Что касается, наконец, того; что Валтасар называется сыномНавуходоносора, то это просто объясняется известною особенностьюеврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцомназывается не только действительный отец, но и дед, прадед и дажеотдаленный предок (подобно тому, как Христос называется сыном Давида,всякий еврей считается сыном Авраама и т.д.). Набонид был женат надочери Навуходоносора - следов. Валтасар был внук этого царя и вторжественной речи мог называть себя просто сыном его. С историей В.связывается еще один вопрос. Библейский рассказ предполагает (хотя точнои не заявляет об этом), что Вавилон был осаждаем и взят силою (илихитростью), так что защищавший его Валтасар погиб в ночной стычке снеприятелем. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осадуВавилона и ту военную хитрость, которая употреблена была Киром длявзятия неприступной иначе столицы. Между тем, в упомянутой вышеклинической летописи дело, по-видимому, представляется иначе. По словамее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, "безбитвы спустился в Вавилон" в шестой день месяца таммуза (т.е. июля). Ноэто выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступилк Вавилону. В той же летописи, далее, рассказывается, хотя и довольнонеясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся в отпорекаких-то "мятежников гути", которые пред победителем заперли воротаБит-Саггату, т.е. огромного укрепления, в котором находился царскийдворец. Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в оружии, онипродержались там в течение четырех месяцев, так что "Кир вошел в Вавилонв третий день месяца арахсамну", т.е. в октябре или ноябре. Только послеэтого клинописный документ начинает передавать подробности первых шаговуправления Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по меньшей мерене противоречит рассказу Геродота. Ср. (T. Rawlinson, "Egypt andBabylon" (1885, p. 147 - 161); его же "Ancient Monarchies" (2-е изд.);Е. Babelon в "Annales dephilos. chret. " (янв. 1881); G. Pinches в"Transactions of the Society of Biblic. Archeology" vol VII; Vigouroux,"La Bible et les decouvertes modernes" (1885, т. IV, стр. 511 - 545).Текст клинописного документа см. в "Transactions", т. VII, и в "Recordsof the Past" (т. V и XI). А. Лопухин.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВАЛТАСАР



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.