ЮРОДИВЫЕ
ЮРОДИВЫЕ ЮРОДИВЫЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЮРОДИВЫЕ

ЮРОДИВЫЕ

ЮРОДИВЫЕ
Юродивые Юродивые - люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним одиниз подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не толькодобровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизниобщественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали насебя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда,дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники нестеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людейнесправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людейблагочестивых и богобоязненных. - Ю. нередко вращались среди самыхпорочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, имногих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти всеЮ. Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола:"мы юроди Христа ради" (1 Кор. IV, 10) послужило основою и оправданиемподвига юродства. Общее название этих подвижников - юродивые. В древнемязыке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческоеmwroV. В Житии блаж. Симеона он постоянно называется оуродом - юродом; вПечерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по Mиpy ходитиоуродом ся творя". В Общей Минее 1685 г. тропарь юродивым читается так:"глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы оуроди Христа ради, рабтвой Христе Боже - оурод бысть на земли... ", а в Общей Минее 1860 г. :"глас апостола твоего Павла услышав - мы юроди Христа ради... юродбысть".. Вместе с тем слово это издревле употребляется и для переводагреческого saloV - простый, глупый; отсюда прозвание юродивого НиколыНовгородского Салос (Карамзин IX, прим. 297). Е. Е. Голубинский этопрозвание дает Михаилу Клопскому. Первою по времени Христа ради юродивоюбыла св. Исидора (ум. около 365 г.), подвизавшаяся в Тавенском женскоммонастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал св. Ефрем Сирин, посетившийпустыни Египта в 371 г. Из других Ю. восточной (греческой) церквиизвестны препод. Серапион Синдонит, препод. Виссарион Чудотворец, св.Симеон, препод. Фома, св. Андрей. Вместе с христианством русскиезаимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразныхвидах. На Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий,скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусскогообщества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни однастрана не может представить такого обилия Ю. и примеров такогонеобыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3веков (XIV - XVI) на Руси насчитывается не менее 10 Ю. святых, тогда какв общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (Vl - X) неболее 4 Ю. святых, принадлежащих различным странам. Не говорим уже о Ю.неканонизованных, которых было очень много в древней России (весьмамногие из них упоминаются в "Святой Руси", арх. Леонида) и которыенародом больш. частью также считались святыми. См. Васильев, "Историяканонизации русских святых" (М., 1893); Яхонтов, "Жития св.северно-русских подвижников" (Казань, 1882); В. О. Ключевский,"Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871, 4приложение). Древнерусское общество много страдало от неправды,корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетениябедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствахпечальниками русского народа являлись иногда Христа ради Ю. Общеизвестносмелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николою Салосом.Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный ИоаннМосковский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийствецаревича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизнисоздан Пушкиным в "Борисе Годунове". Л. Н. Толстой, в своем "Детстве",симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающейюродивого "Божьим человеком". - Во второй половине XVI в. в Русскойземле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленныхцерковью Ю. или которые были построены во имя их. Новгород славилНиколая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг -Прокопия и Иоанна, Ростов - Исидора, Москва - Максима и ВасилияБлаженного, Калуга - Лаврентия, Псков - Николу Салоса. С конца ХVI в.число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из нихдостигли прославления. Нельзя сказать с определенностью, как рано наВостоке появились лже-юродивые; по всей вероятности, когда восточноеиночество стало утрачивать дух древне-христианского подвижничества,вместе с истинно-юродивыми стали появляться и мнимо-юродивые. Как ранона Руси явились мнимо-юродивые - на это есть прямые указания лишьначиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался,что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают изсела в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются,и кричат: св. Анаcтacиa и св. Пятница велят им". В следующем затемстолетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф 1-й (в указе 1636г.) и собор 1666 - 1667 г. Церковная власть времен Петра I преследовалалже-юродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "супотреблением их в труд до конца жизни"; указом 1732 года воспрещалось"впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели иделали разные бесчинства во время богослужения, единственно изкорыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящеевремя иногда являются лже-юродивые и находят немало почитателей. См.свящ. Иоанн Ковалевский, "Юродство о Христе и Христа ради юродивыевосточной и русской церкви" (М., 1895; здесь же и жития Ю.).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЮРОДИВЫЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.