ЮНОНА
ЮНОНА ЮНОНА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЮНОНА

ЮНОНА

ЮНОНА
Юнона Юнона (Juno) - древне-италийская богиня, параллельное Юпитеру женскоебожество, связанное с ним по имени (Juno, из Jovino; существует такженазвание богини - Jovia) и в культе. Так, культом Юпитера заведывалflamen Dialis, культом Юноны - его жена flaminica; Юпитеру приносились вжертву белые быки, Ю. - белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Ю. -календы, Юпитер имел прозвание между прочим Lucetius, Ю. - Lucetia илиLucina; Юпитер и Ю. посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу ипобеду, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальноеслияние их в культе ослабевало, и наконец Ю. обособилась как богиняпокровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованиюдревних италийцев, находилась под влиянием луны. Наряду смногочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, вримском календаре не было ни одного общегосударственного праздника,прямо относящегося к Ю.; посвященные Ю. календы считалисьприсутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числупраздников (feriae). Культ Ю. был распространен по всей Италии, включаяЭтрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашлисебе место все особенности отдельных местных культов Ю., отчасти какпережиток, сохраненный населением от древней доисторической эпохи,отчасти как заимствование, явившееся следствием завоевания городов -хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Ю. в Римеявляется обряд объявления народившейся новой луны и нон, совпадавших спервой ее четвертью. На вершине Капитолия находился храм Ю. Монеты(Советницы, по другому толкованию Невесты, впоследствии при храме былустроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться дляобозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 г. до Р.Хр. и сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этогохрама приходился на 1-е июня - месяца, посвященного Ю. (Junius, изJunonius). Другой древний храм богини находился на Эсквилине, гдепервоначально стояла роща Ю. Люцины. Здесь 1 марта происходил носившийсемейный характер праздник женщин Matronalia: приносились жертвы ивозносились молитвы за брачное счастье, мужья делали подарки женам,женщины угощали рабов. Третьим местом культа Ю. в Риме был Капитолийскийхрам, где Ю. Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честьЮ. Царицы в 179 г. был сооружен самостоятельный храм при Фламиниевомцирке. Как богиня небесного и в частности лунного света (Lucina), Ю.имела особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и впериод беременности; ей же приписывали силу помогать родильницам; подпокровительством ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналасьжизнь женщины. Богиня приводила невесту в дом жениха (Iterduса,Domiduca); ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доменовобрачныХ (J. Unxia), при распоясывании пояса невесты (J. Cinxia) ивообще при заключении брака (J. Juga); как Fluviona, она облегчалакровотечение во время менструаций; как Ossipago, помогала развитиюзародыша; как Lucina, призывалась женщинами (подобно греческой Илифии)при разрешении от бремени. В ее кассу при Эвквилинском храме вносили зановорожденных детей определенную сумму денег (stips). Ю. посылалаплодородие: отсюда роль козлиной шкуры - символа страсти - в культе Ю.(и Фавна). В октябрьские ноны (7 октября) на Марсовом поле приносилижертву Ю. Сuritis, как богине плодородия и воинственной отваги,представительнице и покровительнице семейного и родового быта,государственными органами которого были кypии. Позднее, с проникновениемгреческих религиозных представлений и культов в Рим, греческая Гераассимилировалась с Ю. Со II-й Пунической войны Авентинская Ю. Царицаучаствует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которыеназначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии иобрядности - децемвирами sacris faciundis. Под влиянием греческихрелигиозных представлений Марс стал именоваться сыном Ю. и Юпитера.Кроме индивидуальной богини римского Олимпа - Ю., в римской религииизвестны еще юноны, опекавшие жизнь отдельных женщин: у каждой женщиныбыла своя юнона, точно так же, как у каждого мужчины был свой личныйпокровитель - гений. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (Берлин, 1881, 3изд., стр. 271 и след.); Roscher, "Studien zur vergleichenden Mythologieder Griechen und Romer. II. Juno und Нега" (Лпц., 1875); Aust, "DieReligion der Romer" (Мюнстер, 1899, стр. 125 и след.); (G. Wissowa,"Religion und Kultus der Romer" (Мюнхен, 1902, стр. 113 и след.). Н. О.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЮНОНА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.