ЭЗОП
ЭЗОП ЭЗОП
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЭЗОП

ЭЗОП

ЭЗОП
Эзоп Эзоп - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. Подревнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабомсамосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее егородиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этимсогласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшеналегендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану,комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легендеЭ., находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя несколькихграждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашуиз храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Э. и затем забилитревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., ион, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовалочудесное. обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынужденыуплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, которыйбыл его господином. Историческое ядро этой легенды заключается вотношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне:будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е.Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярныйи влиятельный тип повествовательной поэзии. - Что касается до самойЭзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которойдействующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа ипредметы. Другой разновидностью была так назыв. сибаритская басня, вкоторой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские,египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местностивсе лежат на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; этостоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народнойсловесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именнона окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет болеедорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и вофригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчикагреческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня"эзопического" характера была приписываема ему. Есть основаниепредполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известенписьменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "тыневежда и лентяй, даже Э. не выучил!", говорит у Аристофана, однодействующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякойхудожественной отделки. Признание Э. Дельфами было для поэтов косвеннымпризывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народнойсловесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистическогонастроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провелпоследние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились дляпотомства; мнимые отрывки из них подложны. Свод Эзоповых басен в прозесоставил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошлилишь вольные поэтические переделки Бабрия (III в. по Р. Хр.) нагреческом, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авиена (IV в. по Р. Хр.) - налатинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены врукописях, как "Эзоповы басни", все составлены в средние века. - интереск басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверныхсведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательнопоносивший сильных мира сего, естественно представлялся человекомсварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портретФерсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э. Егопредставляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всехотношениях безобразным и прямо противоположным божественной красотеАполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в томинтересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века быласочинена в Византии анекдотическая биография Э., которая долгопринималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесьрабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым итоварищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачномстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлиннойтрадиции об Э. - она даже и не греческого происхождения. Ее источник -еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежащая к циклу легенд,которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э.еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом издревнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность ибыла рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский,турецкий и румынский. Литература. История Эзоповой басни - один из самых чувствительныхпробелов в истории античных литератур; ей должно предшествовать собраниевсех сводов и отрывков Эзоповой басни, а это - очень трудная задача,которая вряд ли скоро найдет исполнителя. См. Keller, "Geschichte dergriechischen Fabel" (1852). Лучшее издание басен - Halm (Лпц., уTeubner'a); биографии - Eberhard - "Fabulae Romanenses" (там же). ОбАкирии ст. Ягича в "Byzantinische Zeitschrift" (1892); ср. такжеЛопарев, "Слово о св. Феостирикте" ("Пам. древн. письменности" № 94). Ф.З.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЭЗОП



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.