ЩАПОВ
ЩАПОВ ЩАПОВ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЩАПОВ

ЩАПОВ

ЩАПОВ
Щапов Щапов (Афанасий Прокопьевич) - известный русский историк. Род. в 1830г., в селении Анге, Верхоленского уезда, в 210 вер. от Иркутска, отместного дьячка и бурятки. Отец отдал его в Иркутск в духовное училище,порядки которого описаны Загоскиным ("Магистр", ром. М. В. Загоскина, в"Сборнике газ. Сибирь" 1876 г.) и Шашковым, в его "Автобиографии"("Восточное Обозр. " 1884 г., № 30). В 1852 г. Щ. окончил курс семинариии в числе лучших учеников был отправлен на казенный счет в казанскуюдух. акд. Здесь Щ. очень усердно работал и тогда уже выделялся из средытоварищей. Большое значение для его последующей ученой деятельностиимело знакомство его с богатой библиотекой рукописей Соловецкогомонастыря, которая во время крымской войны была перевезена в Казань. Щ.участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себямножество выписок оттуда. На последнем курсе он весь отдался своейстуденческой магистерской диссертации, вышедшей в 1858 г. в Казани подзагл. : "Русской раскол старообрядства". Всецело отрешиться отобщепринятой до тех пор точки зрения Щ. не мог; тем не менее книга егобыла совершенно новым явлением и обратила на себя всеобщее внимание. Щ.рассматривает раскол не только как религиозное, но и какисторическо-бытовое и социальное явление: в нем, по мнению Щ.,сохранился, так сказать, окаменелый отколок древней России, выразиласьрусская народность XVII в., в ее отрешенности от иноземных элементовреформы Петра Великого и XVIII стол., проявилась преимущественносвоеобразная историческая жизнь массы народа, жизнь религиозная игражданская, жизнь умственная и нравственная. Позднее Щ. еще дальшеразвил свои мысли в статье "Земство и раскол" ("Отечеств. Записки" 1862г.). Точка зрения Щ. была подхвачена Аристовым, его учеником, в"Устройстве раскольничьих общин" ("Библ. для Чтения", 1863, 7), В.Формаковским - в статье "О противогосударств. элементе в расколе"("Отечеств. Записки" 1866 г.), Андреевым - в его исследовании "Раскол и его значение в русской жизни" (1870) идр. Важность работы Щ. признает и такой осторожный историк, какБестужев-Рюмин. В академии Щ. читал историю русской, церкви,останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийскихначал с славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новыйспецифически русский строй религиозных представлений. Дальнейшуюразработку этих лекций дали его "исторические очерки народногомиросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)", в "Ж..М. Нар. Пр." (1863 г.). Под влиянием своего учителя Елисеева, а также В.И. Григоровича и С. В. Ешевского и собственной неустанной работы, Щ.вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ееисследования. Связь мировоззрения Щ. со славянофильством вне всякогосомнения; он, как и славянофилы, изучал не столько то, как поступало ичто делало правительство по челобитным, а то, о чем просили вчелобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теориюудобнее всего можно назвать земской или общиноколонизационной. "Постаринному народному принципу... - земля составляла основу всегонародного бытового строя". Отсюда название областей "землями" и людей"земскими". Вольный процесс устройства народом земского мира совершалсяв такой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде,в колонизационно-географической и общинно-бытовой связи, сами собой, безвсяких указов, устроились.... два первичных мира - городской и сельский,город и село.... В лесу посажался починок и разрастался в село". К немуприселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т. д., которыеобразовывали уезд или волость; отсюда "село с уездом". Каждое поселениесоставляло особый мир, равно как и уезд, почему в актах и говорится безразличия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сел илипочинков "на почве вольно-народного, земского строения, путем торга ипромысла" выросли посады и образовались посадские миры, почему игородские общины назыв. мирами. Волостные или уездные мирыестественноисторическим путем по речным системам и волокам смыкались вобластные общины. В жизни областей были две"последовательно-преемственные формы": особнообластная исоединенно-областная. Характерная особенность первой: вольное устройствопутем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке;стремление местных общин к "особности"; деление населения наисторикоэтнографическ. группы по областям; местное "земско-советие";федеративное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц.Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельныхобластей и их отношений между собой. Соединенно-областная форма возниклапосле смутного времени, после розни областных общин и решения их, насвоих областных земских соборах, быть в единении, любви и совете; такпоявилась земско-областная федерация. Таким же путем смыкания снизувверх возникло и управление на почве колонизационного устроения игеографического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирскимсходом, волостной - волостным и т. д. Земский собор всех людей русскойземли был выражением соединенно-областной организации русской земли. Впостроении Щ. очень видную роль играет колонизация, которая стоит взависимости от распределения экономических ценностей и в свою очередьопределяет их ("историко-географическое распределение русского народа",в "Русском Слове" 1864 и 1865 гг.). В 1860 г. Щ. был приглашен проф.русской истории в университет, где имел выдающийся успех (см. сборник"Первый шаг", Казань, 1876). В 1861 г., после обнародования манифеста обосвобождении крестьян, Щ., за присутствие на панихиде по крестьянам с.Бездна, не желавшим признать манифеста, был арестован. Министр внутр.дел Валуев взял Щ. на поруки и назначил его чиновником министерства пораскольн. делам, но Щ., выбитый из колеи, не мог уже с прежним научнымспокойствием продолжать своих работ. С одной стороны он поддалсятогдашнему увлечению естественными науками и пытался применить"естественнонаучный" метод к своим исследованиям; с другой стороны он немог, при своей горячей натуре, отнестись индифферентно к тогдашнемуобщественному движению. В 1864 г. он был сослан в Иркутск, где продолжалмного работать, главным образом по местным вопросам. Последние его трудывызывали строгие отзывы критики и не могут, действительно, идти всравнение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его жена ОльгаИвановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовалза нею и сам Щ. От своей "земской" теории Щ. стал отказываться с 1863 - 64 гг. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей ideefixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле егосоциального саморазвития.... Со времени 1864 г. я стал думать иначе".Дальнейшая - или, вернее, дальнейшие теории Щ. страдают запутанностью иотсутствием юридической определенности. Если Щ. - говорит Н. Н. Козьмин в "Книговедении", - был одним извождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях(о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого рядаобластных деятелей родного края, видные представители которыхгруппировались около "Сибири" и "Восточного Обозрения". Щ. признавалсибиряков "более корыстными и буржуазными, чем великорусский народ"; ноего идеи, его сочинения сделали свое дело - вся "молодая Сибирь" многимобязана Щ. Он намечал вопросы, которые потом разрабатывались в сибирскихгазетах. Сибирские деятели могут применять к нему стих Данте: Tu daca,tu signore, te maestro. Литература. Труды Щ. разбросаны в разных периодических изданиях итолько немногие изданы отдельно. Главные его работы: 1857 г. - "Опричинах происхождения и распространения раскола, известного под именемстарообрядства, во второй половине XVII и в первой половине XVIII ст."("Правосл. Собеседн."); 1858 г. - "Русский раскол старообрядства,рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви игражданств. в XVII и первой полов. XVIII в. "); 1860 г. - "Русскаяцерковь в сев. поморье в XV - XVII вв." ("Правосл. Собеседник"); 1861 г."Смесь христ. с язычеств. и ересями в древнерусск. народных сказаниях омире" ("Правосл. Собеседн."); "Великорусские области и смутное время"("Отечеств. Записки", №№ 10 и 11); "Земство и раскол" ("Отеч. Записки",№ 12); 1862 г. "Состояние русск. духовенства в XVIII стол." ("Правосл.Собеседн. "); "Земство" ("Век", №№ 7 и 8); "Земские соборы в XVll ст.Собор 1642 г." ("Век", № 11); "Городские мирские сходы" "Век", № 12);"Сельский мир и мирские сходы" ("Век", №№ 13 и 14); "Земский собор 1648- 49 г. и собрание депутатов 1767 г." ("Отеч. Записки", № 11); "Сельскаяобщина" ("Век", №№ 1 - 6); "Земство и раскол (XVII стол.)" (вып. 1,СПб., 1862); "Земство и Раскол. Бегуны" ("Время", №№ 10 и 11); 1863 г. -"исторические очерки народного миросозерцания и суеверия" ("Ж. М. Н. Пр."); 1864 г. - "Этнограф. орган. русск. народ. " ("Библ. для Чтения", №1); "историко-географическое распределение русского народонаселения"("Русское Слово", №№ 8 - 10); 1865 г. "истор. геогр. распределениерусского народонаселения" ("Русское Слово", №№ 6, 7, 8, 9); "ист.этнограф. организ. русского народонас." ("Русское Слово", №№ 1, 2, 3);"Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России" ("дело",1866, № 2 и 3; 1868, №№ 8 и 9); "Социально-педагогические условияумственного развития русского народа" (СПб., 1869 - 1870);"Естественно-психологические условия умственного и социального развитиярусского народа" ("Отеч. Записки", 1870,. №№ 3, 4 и 12); "Влияниеобщественного миросозерцания на социальное положение жнщ. в России"("Дело", 1871, №№ 7 и 8); "истор. географические и этнографическиезаметки о сибирском населении" ("изв. Вост. Сибирского Отд. Рус. Геогр.Общ.", 1872, № 3); "Историко-географические замётки о Сибири" (ibid.,1873, № 2); "Сибирское общество до Сперанского" (ibid., 1873, т. 4 и 5);"Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община вКубинско-ленском краю" (ibid., 1875, №№ 3, 5 - 6); "Социальныепотребности Сибири накануне реформ" ("Сибирь", 1876, №№ 3 и 4) и многодруг. Литература о Щ. бедна серьезными исследованиями. См. "Отеч.Записки" (1876, № 5); "Вестник Европы" (1876, № 5); "Древняя и НоваяPoccия" (1876, № 9); "Дело" (1876, № 4); "Неделя" (1876, №№ 3-5, 6-7);"Новое Время" (1876, биографич. очерк Шашкова, №№ 196, 198, 212, 227,245, 252); "Сибирский Сборник", 1885 г. "Щапов" (из воспом. В. Вагина);Аристов, "Аф. П. Щапов" (СПб., 1883); Н. Н. Козьмин, "А. П. Щапов, егожизнь и деятельность" (Иркутск, 1902). Г. Лучинский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЩАПОВ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.