ШУМАН
ШУМАН ШУМАН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ШУМАН

ШУМАН

ШУМАН
Шуман Шуман (Роберт-Александр Schumann) - знаменитый германский композитор,род. 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17)июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Егоимпровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей погимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таитсяистинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил вЛейпцигский унив., но занятия юридическими науками не особенно удачноподвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии -давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828 -29 г., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш.перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе,далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени дляуниверситетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело.Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большимзнатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, атакже письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на переменукарьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г.,переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначалаон занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцевпривела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции.Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширноезнакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовалимногочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкальновосприимчивую натуру Ш. и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptuор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik",восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией иубеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газетыМендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойнуюоценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжались до 1844г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875).В 1834 - 35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано- симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны:сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17,"Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана","Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836 - 39 гг.был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинятьвсе дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в товремя не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Листи отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Ш.стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой цельюон намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший кругчитателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Ш.познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовализданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur,которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлениемМендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на КлареВик, в 1840 г., совпадает поворот его деятельности в сторону вокальноймузыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлытворчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числезнаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Ш. написал свою первуюсимфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названиемчетвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо ифинал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившаяпервую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Ш.обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета,посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных,посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г.Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату"Рай и Пери", на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так иДрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к"Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешаладальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена.Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имелоблагодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского былаисполнена первая симфония Ш., но особого значения, в смысле успехакомпозиций Ш., его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся законтрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c,h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концертa-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу"Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегосяуспеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большимуважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки в"Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilderaus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременнов Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рожденияГете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. вДюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш.,хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропагандыего сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третьясимфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинскаяневеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "СтранствованиеРозы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты дляфортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия дляскрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже сталопопулярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению егопроизведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Затов следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошелвсе ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью,преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации,во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали емутему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скородостигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна,Ш. скончался через два года. В 1880 г., на сумму, полученную с трехконцертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. -Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830 - 53). Первые10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, вкоторых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности скрасотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазииромантика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Ш.особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведенийШ., даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Какбогатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайнойпрелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественнойвысоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболеегениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальнымсодержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазияс-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерта-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Ш. перешел к вокальной.На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этойобласти Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую,сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он,так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводилих в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его ворганическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьяннаяпартия. Для своих романсов и песней Ш. пользовался стихами Кернера,Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкийвкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне,стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии,за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором;тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальнойлитературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами исвоеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, вбольшинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш.заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин иобразов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur,так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотелназвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высокомузыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной стематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". Вкамерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способныевызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете дляфортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера"Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценическихусловных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" - одноиз капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна имузыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш.(мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чемистинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти всеобласти музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силывложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал,испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятнымранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когдамногие другие художники только входят в более широкую областьдеятельности. cm. Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A.Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P.Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов,"Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения РобертаШумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,"Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ШУМАН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.