ШАМАНИЗМ
ШАМАНИЗМ ШАМАНИЗМ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ШАМАНИЗМ

ШАМАНИЗМ

ШАМАНИЗМ
Шаманизм Шаманизм - самая грубая языческая религия, некогда имевшаячрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногиесибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, какпережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенноутратившие первоначальный смысл. Значение шаманства и теперь оченьвелико; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (вособенности все то, что касается культа предков). По шаманскому учению,мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Онинаходятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие,домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень,местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние начеловека и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов, имеющихстремление вредить человеку; все напасти, болезни и самая смертьчеловека происходят от этих духов. Поэтому человек должен остерегатьсяразгневать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Постоянноеопасение развивает в шаманисте религиозную трусость; он боитсякаким-нибудь неосторожным поступком раздражить своих невидимых врагов и,приступая к какому-нибудь действию, непременно обращается к ним. Преждечем начать есть и пить, он уделяет несколько крошек пищи или несколькокапель напитка этим духам. Умилостивить духов можно только жертвами;поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно. Еслишаманист едет в местности, где обитает грозное божество, он отрывает отсвоей одежды кусок и привязывает к дереву или шесту, какумилостивительную жертву за себя, а за коня вырывает волос из гривы ипоступает с ним так же. Духи нуждаются в пище, и если люди забывают обэтом, не приносят достаточных жертв, то духи напоминают тем, чтонасылают разные бедствия в виде мора, болезней, поветрия; тогда весьнарод должен умилостивлять разгневанное божество чрезвычайными мерами.Отсюда ритуальные убийства, опахивания поля, изгнание смерти и другиемеры. Когда человек заболел, то никакие лекарства ему не помогут; всязадача заключается лишь в том, чтобы умилостивить божество, наславшееболезнь. Но как это сделать? Какому божеству надо принести жертву, когдаих бесчисленное множество, и какою жертвою можно смягчить гнев божества?Здесь на помощь приходит шаман. Он обладает способностью во времяэкстаза, к которому приводит себя разными манипуляциями, иметь общение сневидимыми духами и узнавать их требования. Он скажет, кто мучитбольного и какую дух требует жертву: лошадь ли с известными приметами,корову или барана. Фокусы шаманов достигали иногда удивительнойвиртуозности, поражавшей воображение дикарей: шаманы жгли себяраскаленным железом, прокалывали себя ножами, глотали тлевшуюся паклю ит. п. По мнению дикарей, шаманы обладают сверхъестественной силой: онимогут заставить некоторых духов служить им и вести борьбу с другимидухами. Шаманы могут устрашать их и сами, гоняясь за нами с плетью, сножом; в особенности духи боятся железа, вследствие чего шаманпривешивает на свои плащи железные безделушки. Шаман, при помощипослушных ему духов, и сам может причинять людям вред, как наши колдуны.Хотя и неприятно иметь дело с шаманом, но его, как и колдуна, необходимопригласить на семейный праздник; особенно опасно не позвать его насвадьбу и не оказать ему при этом должного внимания; иначе он нашлетпорчу на молодую, как на боле слабое существо. Так как шаман можетпричинять людям вред, то и все духовные лица других религий считаютсяопасными, а потому их надо задобрить. На этом основании монголы и татарывсюду освобождали от податей и повинностей христианских священников,буддийских лам, еврейских раввинов, мусульманских мулл, выдавая имтарханные грамоты. Все стихии - вода, огонь - священны, потому что тамнаходятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертнаяказнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным;нельзя было лить что-нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, таккак этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло, вино,тогда он горит ярко, весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи;если над ним подержать оскверненный предмет, то последний делается опятьчистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы ихдурной взгляд, который способен причинить несчастие; поэтому в Золотойорде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводилимежду двух костров. Это вело иногда к печальным недоразумениям, так какхристиане предполагали в этом прохождении языческий обряд и всяческистарались уклониться от него, татары же, с своей точки зрения,убеждались в злых умыслах отказывающегося очиститься - и предавали егоказни. По шаманскому воззрению, одни из живых существ благоприятнычеловеку, другие предвещают ему несчастие. Первых грешно истреблять,вторых, напротив, следует убивать. Этим объясняются многие приметы,удержавшиеся до нашего времени: например заяц, перебежавший дорогу,предвещает несчастие, убить паука полезно и т. д. Шаманист боится толькозлых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему богаохоты, он усердно мажет губы салом, прося покровительства и удачи наохоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.Сонм духов приводится в определенную систему; такая система существовалав различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоитЭрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги) и, наконец,онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри(небо) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземноесущество - шайтан, далее следовали арвахи (души предков), божествастихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды,исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этихобрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебныеи похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в неевселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающимимерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе стем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице.Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не могсправиться с злым духом, что следовало бы пригласить болеемогущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием другихрелигий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще вполной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство,различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земнойжизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная системапохоронных обрядов. С покойником необходимо положить в могилу повозможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх преднеисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто нерешался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилосьограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримоговрага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то сним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете, какэто было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилуубитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затемпоминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего ипривлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не моглатревожить людей, против нее принимались различные предосторожности:покойника выносили не обычным путем, а прорубали особый ход, которыйпотом заделывался; в гробу одни народы делали специальные окошки длясвободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать этопрохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,все те поверья, которые живут еще в народе, объясняются шаманскимиверованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотялитература о нем довольно обширна. См. Д. Банзаров, "Черная вера илишаманство у монголов" (в "Ученых Записк. Казан. Унив.", 1846 г., кн.III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев, "О древнихмонгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини" ("ТрудыВосточн. Отд. Имп. Рус. Археол. Общ.", ч. IV); Валиханов, "О шаманстве укиргизов" (изд. Имп. русск. геогр. общ.); Михайловский, "Шаманство" (М.,1892, "Известия Имп. Общ. Любит. Естествознания", г. LXXV); Шашковский,"Шаманство в Сибири" ("Дело", 1864). И. Веселовский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ШАМАНИЗМ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.