БЕРЛИОЗ
БЕРЛИОЗ БЕРЛИОЗ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БЕРЛИОЗ

БЕРЛИОЗ

БЕРЛИОЗ
Берлиоз Берлиоз (Гектор Berlioz) - замечательный французский композитор имузыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отецбыл доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его вПариж. Немолодой человек, увлеченный непреодолимым стремлением к музыке,покинул занятие медициною и поступил в консерваторию, где его учителемтеории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требованийэтого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинулконсерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальныедарования. Первое самостоятельное произведение Б, исполненное публично вцерквах St Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., быламесса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. сновапоступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялсятеорией музыки. В 1828 - 30 гг. вновь были исполнены несколькопроизведений Б.: - увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическаясимфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также невстретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодогокомпозитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успехавыступать на поприще музыкального критика и, после долгих и тщетныхожиданий справедливой оценки его композиторских трудов, он в 1830 г. занаписанную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил, наконец, отпарижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome),связанную с посылкою лауреата в Рим, на казенный счет. Таким образом емудана была возможность посетить Италию, из которой он, однако,возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки.Из своего путешествия Б. привез с собою увертюру "Король Лир" исимфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им"мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией),которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г.положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделалсясотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale deParis", а вслед затем и в "Journal des Debats". Работая в этих изданияхдо 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членомАкадемии. Б. умер в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию,где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах русск. муз.общества. Из многочисленных его произведений особенного вниманиязаслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера"Бенвенуто Челлини" (1838), симфония кантата "Ромео и Жюльетта" (1839),"Погребальная и торжественная симфония" (1640 г.), при открытии июльскойколонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория"Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическаяопера: "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Траянцы в Карфагене"(1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к"Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Излитературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical enAllemagne et en Italic" (Париж, 1854), "Les Soirees de l'orchestre"(Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musiques (Париж,1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traite d'instrumentation"(Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б., как о композиторе,зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельностипошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он теснопримыкал к новому, развивавшемуся в то время в Германии музыкальномунаправлению и, когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последнейгораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давнополучил свою оценку. После своей смерти, а в особенности послеФранко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особою силоюпробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б.приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б.в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов ив мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых исмелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется еготрактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б.появились незадолго пред тем написанные им "Memoires" (Париж, 1870),"Correspondance inedite 1810 - 68" (1878). Ср. "Jullien Hector В."(1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863 - 85);Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B. " (1884); Pohl, "H. B. Studienu. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX - X).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БЕРЛИОЗ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.