БЮДЖЕТ
БЮДЖЕТ БЮДЖЕТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БЮДЖЕТ

БЮДЖЕТ

БЮДЖЕТ
Бюджет Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместобюджета, представлялись простые отчеты и счета, при том неполные, поглавным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственногоправительства в некоторых государствах появились более систематическиеотчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близтй к немупо характеру, это - . известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. ипредставленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi); отчет этотпринято считать за первый систематический бруттобюджет. Но только внынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, какобщего государственно - хозяйственного закона. Порядок обсуждениябюджета в настоящее время в главных государствах таков. В Англии, предобсуждением в парламенте, бюджет рассматривается в двух парламентскихкомиссиях: расходы - в committee of supplies, доходы - в committee ofways and means; после того он вносится, с объяснениями министрафинансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение изизлишков одного счета на расходы по другой статье (Revirement)запрещается; такие статьи, как содержание королевы, пенсии, жалованьесудьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета, вовсе необсуждаются. Более всего работы и изменений вызывает подоходный налог(in cometax). Во Франции бюджет обсуждается весь по главным статьям (с 1869 г. -481 глава); дополнительные кредиты и чрезвычайные рас ходы (creditssupplementaires, complementaires et extraordinaires) утверждаютсянепосредственно палатами, а во время парламентских вакаций - декретамигосударственного совета по предварительном одобрении в совета министров,с тем, что по открытии палат им заявляется об этих кредитах собъяснением мотивов назначения. В Пруссии, в общих чертах, тот жепорядок, введенный с 1849 г., а именно: сметы отдельных министерств(Ministerialetats), представление их министру финансов (Vorlage an denFinanzminister), составление госуд. сметы (Bildung des Voranschlags),представление в палату (Vorlage an die Abgeordneten), рассмотрение вкомиссиях, одобрение палаты (Веschluss), санкция главы государства(landesherliche Sanction) и обнародование (Publication des Budgets alsStaatsvirthschaftsgesetz). Во время парламентских вакаций сверхсметныекредиты разрешаются советом министров, палатам же, согласно закону 1872г., сообщается об этом в течение следующего года уже после отпускакредитов. В Италии, Австрии в Соед. Штатах тот же порядок, с небольшимиизменениями. В Австрии новая система введена с 1866 г., при чемсоставляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии. В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета;государственная смета представляла механическое соединение сметотдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, даи вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства:многие доходы получались и многие расходы производились отдельнымиведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так чтонельзя было построить никакого общего вывода о направлениигосударственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. сталисоставляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочениюгосударственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, СводаЗаконов, прилож. к ст. 221 - "Правила о составлении, рассмотрении,утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых сметминистерств и главных управлений"). В настоящую свою форму русскийбюджет вылился с 1873 г.; в нем показываются валовые суммы доходов ирасходов, при чем нельзя выделить издержки взимания и определить чистыепоступления. Финансовая смета каждого министерства и главного управлениясоставляется на основании "расписаний доходов и расходов", доставляемыхподчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета эта состоитиз: а) перечня доходов и расходов, b) подробной сметы доходов ирасходов, с) приложений и d) объяснительной записки. Против каждойстатьи излагаются объяснения или данные, оправдывающие испрашиваемоеназначение, как то: законы, Высочайшие повеления и штаты, на основаниикоих поступают доходы и назначаются расходы. Сверхсметные кредиты,испрашиваемые по предметам, уже занесенным в финансовые сметы, именуютсядополнительными, а по расходам, в смете непредвиденным, -экстраординарными. Доходы и расходы земств, городов, сословий иблаготворительных учреждений в смету не вносятся; но о тех специальныхсредствах, которые расходуются под контролем правительства, делаютсяособые приложения; если же средства эти идут на потребности, однородныес внесенными в министерские сметы, то их переносят в смету доходов поднаименованием "пособий государственному казначейству". Составленныетаким образом сметы рассматриваются сперва в советах министерств иглавных управлений; затем препровождаются, в печатных экземплярах,министру финансов и в государственный контроль к назначенному длякаждого ведомства сроку (между 1 августа и 15 октября). Министерствофинансов проверяет эти сметы и составляет из них общую государственнуюроспись, которую к 1 ноября и представляет в государственный совет, сприбавлением, в случаях надобности, своих замечаний, а также соображенийо сокращении некоторых расходных смет, об изыскании новых источниковдохода, об усилении существующих, etc. С своей стороны, государственныйконтроль проверяет представленные ему сметы и к 1 октября представляетгосударственному совету особый отчет по исполнению финансовых смет заистекший период. Как этот отчет, так и роспись подвергаютсяпредварительному обсуждению в департаменте государственной экономии,который вносит и смету, и свое по ней заключение в общее собраниегосударственного совета, откуда бюджет, не позже 15 декабря, поступаетна Высочайшее утверждение и, наконец, публикуется (с 1862 г. ) вовсеобщее сведение. Воплощенный в бюджете финансовый закон действует в течениеопределенного срока, при чем различают периоды: 1) бюджетный илифинансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время, на какое Б.утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в Англии же иПруссии считают его с 1 апреля по 31 марта следующего года. Счетныйпериод есть, так сказать, продолженный или отстроченный бюджетный; приневозможности выполнить все сметные назначения к концу бюджетногопериода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на некоторое,льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается воФранции восемь, в Австрии три, в Бельгии десять, а в Пруссии дажедвенадцать; в России для окончательных расчетов, после 31 декабря,оставляются еще четыре месяца, а для военного ведомства пять. Поистечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем всчет той же сметы расходы должны испрашиваться дополнительныеассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными ко дню заключениясметы, возвращаются в распоряжение министерства финансов. По закрытиикредитов следует последняя стадия заключение бюджета и свод итогов повыполнению сметы; это служит для выяснения финансовых результатовбюджетного года, т. е. закончился ли он при равновесии доходов ирасходов, или же с дефицитом, или, наконец, дал избыток доходов надрасходами. Эти выводы являются, в свою очередь, показателем успешностихода всего государственного хозяйства. Сочинения, специально трактующие о бюджете, общие: М. Алексеенко,"Организация государственного хозяйства" (Харьков, 1870); В. П.Безобразов, "Государственные доходы. Теоретические и практическиеисследования" (Спб., 1868 - 72); R. Gneist, "Gesetz und Budget" (Берлин,1879); Czornig, "Budget, Staatsrechnung und Controle"; Hock,"Grundlinien der Kameralpraxis" (Тюбинген, 1819); Laband, "Budget"; M.d'Audiffret, "Examen des revenus publics", (Пар., 1839); Desmousseaux deGivre, "Etudes sur le budget"; "Correspondence relative to the budgetsof various countries" (изд. Cobden'club, 1877); H. Вессель, "Нормальныйгосударственный бюджет" (ст. в "Русском Вестнике" 1885 г., № 1); А.Головачев, "Десять лет реформ" (Спб., 1872, стр. 88 - 146); "О бюджете иединстве кассы" (ст. в "Морск. Сборн. " 1859, № 6 и 12). О русском бюджете: А. Заблоцкий-Десятовский, "Обозрение государств.доходов России" (Спб., 1868); "Отчеты по исполнению государственнойросписи" (на нем. яз. - "Amtliche Jahresberichte uber das russischeBudget und seine Durchfuhrung"); "Правила о поступлении государственныхдоходов и о производстве государственных расходов" (Спб., 1863). О бюджетах других государств: Англия. Noble, "Fiscal legislation 1842- 65" (Лондон, 1867); "Parliament papers. Finance accounts" (ежег. ).Германия. А. Заблоцкий-Десятовский, "Финансовое управление и финансыПруссии" (2 ч., Спб., 1871). Франция. Неккер, "Об управлениигосударственных доходов Французского королевства" (перев. с франц. Спб.,1786); В. Гольцев, "Государственное хозяйство во Франции XVII века"(Москва, 1878); И. Задерштедт, "Бюджет Франции" (Казань, 1884); v. Hock,"Die Finanzverwaltung Frankreichs" (Штутгарт, 1857); M. d'Audiffret,"Systeme financier de la France" (Париж, 1870); Merlin, "Progressioncomparee des budgets de l'etat sous le second empire" Шариж, 1869);Horn, "Bilan de l'empire" (Париж, 1869); "Budget General de l'Exercice"(ежег. ); "Comptes generaux de l'Administration des Finances" (Пap.,1888, ежег. ); Lucay, "La Legislation du budget de 1789 a 1852" (ст. в"Journal des Economistes", 1862, livraisons de janvier et de mai).Австрия. A. Dessary, "Grundzuge der osterreichischen Finanzgesetzkunde"(Вена, 1856); Czornig, "Das osterr. Budget"; A. Wagner, "Ordnung desosterr. Staatshaushalts" (Вена, 1863); Beer, "Der StaatshaushaltOesterreich-Ungarns seit 1868" (Прага, 1881). Бельгия. "Budgets desrecettes et des depenses" (офф., ежег. ). Италия. Morpurgo, "La Finanzaitaliana dalla fondazione del Regno fino a questi giorni" (Рим, 1874);"Stati di Previsione dell'Entrata e della Spesa, e Conti generaliConsuntivi, pubblicazioni annuali del Ministero delle Finanze" (ежег. );"Annuario del Ministero delle Finanze". А. С-н.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БЮДЖЕТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.