БОДЛЭР
БОДЛЭР БОДЛЭР
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БОДЛЭР

БОДЛЭР

БОДЛЭР
Бодлэр Бодлэр (Шарль Baudelaire) - знаменитый французский поэт, род. вПариже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867 г. С детства страдалприпадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзаменна бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобыудержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили егосовершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся во Францию,вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтаявоплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б.получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизньсреди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известныйдо тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печатиблестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанныеим здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, асамые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написаннымоб искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Ониувлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучениюамериканского писателя и переводу его причудливых произведений нафранцузский язык. Б. почувствовал в По родственную душу. Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал,очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Нополитические увлечения, основанные, главным образом, на широко понятомгуманизме, очень скоро проходят у Б. и он впоследствии не разпрезрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепткатоличества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах.Один из его близких приятелей, Евгения Магасси, тонкий ценительлитературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворенияБодлэра и издал их в 1857 г. Под заглавием:"Цветы зла" ("Fleurs dumal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силойисстрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде всего пошлость людей.Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самыхболезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотритна людей, нет различия добра и зла: "Я знаю", пишет он Готье, "что ввоздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как и добра, и что этотпошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали,все равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б. - певец растления человеческой души; мрачными красками изображает онпоэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся кидеалу; любовь - не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытствопресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и развратавсего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвиговсамопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного:наконец, гордыни, восстающей против Бога. Неудовлетворенная жажда идеала заставляет Бодлэра искатьискусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда вего "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги пред безобразием и затемпоэзия вина и гашиша. "Цветы Зла" встречены были взрывом негодования;поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, чтоза страстным презрением, с которым Б. рисует падение человека, таитсяглубокая любовь к идеалу добра и истины, и что в гордом певце "Дон Жуанав аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать иглубоко чувствовать малейшие оттенки чувств. Книга была признанабезнравственной на суде и ряд стихотворений исключен из ее. Лучшие умыФранции протестовали против такого близорукого решения и сохранилисьписьма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. своесочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтовФранции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Человек иморе", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названные стихотворения вместес несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. Вестнике" задекабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлэра, выразившиеся такярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях,собранных в сборники под названием: "Petits роеmеs en Prose" и "Paradisartificiels". В "Petits poemes" сказывается та же болезненная,истеричная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимымврагом - тоской (l'Ennui) и проповедует опьянение, как средство борьбыпротив ига времени. "Enivrez vous", говорит он в одной из лучших пьессборника, "pour n'etre pas les esclaves martyrises du temps. De vin, depoesie ou de vertu, a votre guise". Из других пьес особенно хороши ихарактеристичны для настроения автора: "Bien faits de la lune","L'etranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels"описывается до малейших подробностей действие гашиша. Б. принадлежал кклубу гашишеров, мастерски описанному Готье в статье о Бодлэре, и сам насебе испытал действие яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем ипошатнуло его нервы и довело Б. до роковой болезни, от которой онпреждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждойбесконечного" (le gout de l'infini), а в самом опьянении видит неизвращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, нопредостерегает от гашиша, полагая что в душе человека есть достаточноестественных средств возвыситься над пошлостью, чтобы не прибегать кяду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлэр провел в Бельгии,где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, откоторого он и умер в Париже, в доме умалишенных. Б. оставил по себе глубокий след в современной литературе.Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличиваетсяистеричностью, которую он по своим же словам "развивал в себе свосторгом и ужасом". Эксцентричность оттолкнула от него толпу, ноболезненное напряжение духовных сил вдвойне послужило поэту, который, пословам В. Гюго, завещал искусству новое "трепетание" ("il a dote l'artd'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личности Б.играет его дэндизм, заимствованный у героев английских романов -Ловеласа и других. Б. нравится в дэндизме подчинение природыискусственности, так как его собственной природе ближе была всякаяболезненно извращенная вещь, чем простая, не замысловатая истина. Какистый дэнди он презирает женщин: "Женщина естественна, говорит он, ипотому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе дажевнешность дэнди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность втуалете. Ср. A. de Fizeliere et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor.Charles Baudelaire" (1868); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX;"Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tete du I vol. del'edition definitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondencebibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crepet); Champflery, "Souvenirset portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Messouvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs litteraires" (т. II);Scherer, "Etudes critiques sur la litterature contemporaine" (т. IV); G.Brandes, "Hauptstrom. der Litteratur des XIX Jahrhunderts". 3 В.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БОДЛЭР



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.