БОГОЯВЛЕНИЕ
БОГОЯВЛЕНИЕ БОГОЯВЛЕНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БОГОЯВЛЕНИЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ
Богоявление Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятыйпраздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое женазвание усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителябыло особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэтого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явисяпоклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший предпраздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: внавечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века ввоспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали егодаже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днемторжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Можетбыть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план. П. В.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БОГОЯВЛЕНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.