БАГДАД
БАГДАД БАГДАД
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БАГДАД

БАГДАД

БАГДАД
Багдад Багдад (в средние века носил на Западе название Балдах) - главныйгород одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделениемиз него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов(Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится всредней Мессопотамии, под 33° 20' сев. шир., и расположен по обоимберегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей тамместное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогдавеличайший город мусульманского Mиpa, лежит на правом берегу. Через Тигрздесь ведут два, на 17 - 19 понтонах, плашкаутных моста длиною в 200 -220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен Почти совсемобрушившейся стеною, которая в свою очередь обведена глубоким, нынебезводным рвом, западный защищен осыпавшимся теперь земляным валом;турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений.Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная,построенная из кирпича цитадель на половину разрушена и, так как она сдвух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения.Дома строятся из кирпича, и состоят из подвала и нижнего этажа, крышакоторого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторонудвора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, пригосподствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальныхпомещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и гдесравнительно прохладно, ночью же они спять на террасах (т.е. плоскихкрышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопленияжилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет.Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов,евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов инезначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почтиодинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу.До 1831 г., когда население значительно сократилось, вследствие чумы инаводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь подпокровительством турецкого правительства обширные торговые обороты.Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведутобширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворецгенерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. Прикратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городскихнужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены уреки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием всеприняло прежний вид и даже проект железной дороги в Кербеллу (многопосещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен. При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперьсохранилось только торговое его значение и основанная в 1233 г. калифомМустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена вкараван сарай. Но торговые обороты Б., по отношению обширности ибезопасности, находятся в сильной зависимости от временныхобстоятельств; а именно от отношения правительства в данное время кразбойничьим племенам бедуинов. Оживление Б. поддерживается тем, чтосюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимыхмусульманами святых, между которыми находится не только патрон города,шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль. ОткрытиеСуэсского канала имело важное значение для торгового положения Б., таккак для города явилась необходимость переменить свою коммерческуюполитику, и последствия этого еще не выяснились вполне. До 1869 г.торговые пути в сношениях Б. с Европой шли исключительно черезАравийскую пустыню и армянское плоскогорье. Но с тех пор дорога черезПерсидский и Аравийский заливы приобрела большое значение. Наконец,когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, онстанет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Рольпосредника между Европой и Индией Б. потерял, когда был создан болеекраткий морской путь в Индостан (через Суэц), но с другой стороны этотже путь сблизил его с Западом. Б. имеет четыре консульства: английское,французское, персидское и русское и в нем находится главная станцияангло-индийских телеграфных линий. Между Б. и Басрой существуетпароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея. Б. сдавних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс.произведений, равно европ. мануфактурных товаров, он снабжал Малую Азию,Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, вбарках вверх по течению Тигра и караванным путём дальше в Токат,Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии. Небольшиеобороты делаются также драгоценными камнями. Красивое зрелищепредставляют построенные Давидом-пашей, славящиеся на всём Востоке,базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов. Главныефабрикаты сафьян красный и желтый, пользующиеся большой славой,шёлковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали.Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, которыйосновал здесь свою резиденцию. В IX веке Гарун-аль-Рашид многосодействовал блеску Б., построил там дворец и возвел гробницу для своейлюбимой жены Собеиды. В 1258 году город был взят внуком Чингис-ханаГулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимурвзял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу. В начале XVI в. Б.овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор городсделался яблоком раздора между персами и турками. После славной осадыгород был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надирпытался в XVIII в. вырвать его из рук турок. Как место действия большейчасти сказок "Тысячи и одной ночи", Б. пользуется и романтическойизвестностью. Ср. Вельштет, "Travels to the city of Khaliphs" (Лондон,1840; нем. перевод Кинцеля, 2 части, Пфорц., 1841); Шлефли, "Reisen inden Orient" (второй выпуск "Mitteilungen schweiz. Reisender" (Винтерт.,1864); И. Браун, "Gemalde des mohammed. Welt" (Лейпциг, 1870); Ривоар(Rivoyre), "Les vrais Arabes et leur pays B. etc. " (Париж, 1884).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БАГДАД



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.