ЧАСОВНИ
ЧАСОВНИ ЧАСОВНИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЧАСОВНИ

ЧАСОВНИ

ЧАСОВНИ
Часовни Часовни - так называются малые церкви, без алтарей. Они ставились надвходом. в подземные кладбища, а также над подземными церквами,устроившимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служилинадгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такоеназначение они имеют и теперь. Кроме того, они устанавливаются наместах, ознаменованных какой-нибудь милостью Божией, или в воспоминаниеважных событий церковно-государственной жизни. Ч. назначаются главнымобразом для общественных молений христиан. Обычай устанавливать Ч. ведетсвое начало из глубокой древности христианского мира; на них указываютдеяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции Ч.известны под именем eucthria или oicoi proseuchV - дома молитвы; вримско-католическом мире они называются сарае или сареllае, на польскомkaplicy, и устанавливаются в домах и на открытых местах, дорогах иперекрестках; для служения в домовых молельнях в замках рыцарских идворцах бывали capellani. В России Ч. появились с водворениемхристианской веры. Ревностные ее проповедники нередко на местахязыческих требищ и мольбищ водружали крест и сооружали Ч. Так, где вНовгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове чествуем был Велес илиВолос, там были устроены Ч. Св. Стефан, просветитель Перми, поставилнесколько Ч., существующих доселе. Отшельники строили в дебряхчасовенки, которые иногда бывали рассадниками монастырей и церквей.Убогая часовенка, срубленная препод. Сергием в чаще радонежских лесов,положила начало знаменитой в отечественной истории лавре. Строгиеправила о Ч. явились в России в царствование императора Петра I-го, ввиду тайного богослужения, которое раскольники совершали в Ч. Указы 1707и 1722 гг. требовали, без всякого ограничения, чтобы разобраны были всеЧ., как раскольнические, так и православные, и не дозволяли постройкуникаких Ч. Однако, эти указы не везде исполнялись, вследствие крайнейнужды в Ч.: в некоторых местах церкви были отдалены от селений, и Ч.отчасти заменяли их. Поэтому вслед за получением указа о разобрании Ч.стали поступать прошения в святейший синод, чтобы он дозволил Ч. неразбирать. В 1727 г. дозволено было восстановлять прежние Ч. и строитьновые; но в 1734 г. был подтвержден указ 1707 г. о нестроении вновь Ч. идозволено лишь не разбирать прежние. Между тем во многих местах Ч. былисовершенно необходимы, по отдаленности селений от церквей. Во многихместах решились строить Ч. без дозволения начальства, надеясь, вероятно,впоследствии доказать, что часовня существовала до 1734 г. Может бытьправительство знало о построении многих из них, но, сознавая нужду в нихдля селений, не преследовало строителей, когда убеждалось, что в даннойчасовне собираются православные, а не раскольники; в противном случае Ч.разбирались, не смотря ни на какие просьбы. При усиленной просьбеоставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, святейшийсинод дозволял ставить столб с иконой на месте часовни, а просителям,желавшим выстроить часовню для собирания подаяний на церковь, святейшийсинод разрешал ставить на столе икону. В 1853 г. июля 28го последовалсинодский указ о том, чтобы располагать прихожан к постройке церквей,где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуяпостройке часовен, с тем, чтобы в последних православные причты повременам отправляли славословия. В 1865 г. последовал именной указ,объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальнымархиереям права самим разрешать постройку Ч. как в селениях, так и вгородах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольномпостроении или перестройке Ч. См. И. Снегирев, "Часовни в русском мире"("Душеполезн. Чтение", 1862, XI); прот. К. Никольский, "О часовнях"(СПб., 1889).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЧАСОВНИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.