ЧАЙКОВСКИЙ
ЧАЙКОВСКИЙ ЧАЙКОВСКИЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЧАЙКОВСКИЙ

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧАЙКОВСКИЙ
Чайковский Чайковский (Петр Ильич) - один из крупнейших русских композиторов.Род. 25 апр. 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губ.,начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительностьотличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учитьсянаравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет.Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детствамальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. Семилет Ч. записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобымузыкальная атмосфера окружала Ч. в детстве. Домашний орган с валами былпервым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из"Дон Жуана" Моцарта. В продолжение всей жизни Ч. сохранил особоеблагоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и памятьпроявились у Ч. рано. В 1845 г. Ч. начал учиться игре на фортепиано, ачерез три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Ч.играл. на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать зафортепиано проявилась у Ч. в 50-х годах. Во время своего пребывания вучилище Правоведения, Ч. не проявлял среди товарищей своих особыхстремлений к музыке. В 1859 г. Ч., окончив курс, поступил на службу вдепартамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводилвремя; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальныйдеятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, невидел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить впетербургскую консерваторию, не смотря на довольно скептическоеотношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Ч. былатак сильна, что однажды, не смотря на свою врожденную скромность, онсказал брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, чтоты будешь гордиться родством со мной". Занимался Ч. в классе теориикомпозиции профессора Н. И. Зарембы, позднее - в классе инструментовкиА. Г. Рубинштейна. Оставив службу, Ч. испытывал материальную нужду. В1865 г. Ч. окончил курс консерватории с серебряной медалью, написавкантату на оду Шиллера: "К радости". Другие его консерваторские работы -увертюра к "Грозе" и танцы сенных девушек, включенные впоследствии воперу "Воевода". При основами консерватории в Москве в 1866 г. Ч. былприглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Ч. дебютировал перед.московской и петербургской публикой увертюрой Fdur, с успехом средним. Втом же году Ч. начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцоиз нее исполнялись в русском музыкальном обществе в СПб. К периоду1866-67 г. относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянныхпьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание. В1867 г. Ч. начал писать оперу "Воевода" и в том же году в Москве, всимфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая ого симфонияцеликом была исполнена в симфоническом собрании рус. муз. общ. в 1868 г.с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Ч. занятьсякритической деятельностью. От этого тягостного для него занятия онотказался, как только материальные условия его улучшились. Опера"Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годахсам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. Стаким же недовольством относился Ч. к своему симфоническомупроизведению: "Фатум" (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и вПетербурге. Вторая опера Ч., "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены невидала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторыхномеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч. Осенью 1869 г. Ч.пишет увертюруфантазию "Ромео и Джульетта", с которой начинаетсянастоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имелов Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовалопопуляризации имени Ч. В том же году Ч. написал шесть романсов, изкоторых "Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит","Отчего", "Ни слова, о друг мой" сразу завоевали всеобщий интерес.Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера"Опричник" (1872), симфоническая фантазия "Буря" (1873). На конкурсерус. муз. общ. в 1875 г. его опере "Кузнец Вакула" была присужденапервая премия. Данная в Петербурге в 1876 г., она не оправдалавозлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам Ч. признал еенедостатки. За ней последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе сшестой симфонией, написанной в конце жизни Ч., суждено было увековечитьего имя. Сначала Ч. не верил в успех "Онегина", называя эту оперускромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первоепредставление этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта1879 г. Успех был средний; надо полагать, что причиной тому было отчастии исполнение учеников. В апреле 1883 г. "Евгений Онегин" исполнен был вПетербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зикеи имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел впервый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовьпублики к этому лучшему произведению Ч. В 1877 г. произошла перемена вматериальной обстановке Ч., благодаря Н. Ф. фонМекк, предложившей Ч.ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Это дало Ч. возможность посвятитьвсе свои силы композиторской деятельности; а когда Ч. хорошо работал,то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. СочиненияЧ., эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников,как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаряконцертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянныйконцерт "Буря", серенада и вальс для скрипки); на всемирной выставке в1878 г. В том же году Ч. написал литургию св. Иоанна Златоуста.Следующая опера: "Орлеанская дева" (1879), с либретто, составленнымкомпозитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, неоправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 г.Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера нестала репертуарной. Большую удачу Ч. имел с оперой "Мазепа" (1883),поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую - с "Чародейкой",имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г.,посредственный успех. Репутация Ч., как оперного композитора; воспрянулас "Пиковой дамой", поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности неуступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последней, все оперныесцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидалуспех. Последняя опера Ч., "Иоланта", дана в Мариинском театре вПетербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом: "Щелкунчик". Неменее обширна была деятельность Ч., как симфониста. Его шесть симфоний,три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты "Лебединое озеро","Спящая красавица", "Щелкунчик" представляют чрезвычайно ценный вклад вобласть русской музыки. Драматическая опера - задача сложная, требующаярельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости ицельности в общем. Хотя Ч. эта задача не всегда давалась, тем не менееон проявил во многих сценах (в "Евгении Онегине", "Мазепе", "Пиковойдаме") замечательное мастерство, да и в других его операх есть множествоотдельных красот; каждая из них представляет крупный интерес дляразвитого музыканта. В симфонической музыке Ч., как говорится, был болееу себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок,удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты,от самых нежных до самых мощных - все это ставит Ч. в ряд перворазрядных симфонистов музыкальногомира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одареннаямузыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Еготехника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большиетрудности. В области романса Ч. - замечательный лирик. Вообще, какого бырода музыки Ч. ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайнойкрасоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыкискорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждаютистинно молитвенное настроение. Вся музыка Ч. проникнута преимущественнорусским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Ч.возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. ТрудолюбиеЧ. было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества.Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческийпроцесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельностиникогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для негосчастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всемсуществом своему любимому делу. В каталоге сочинений Ч. значатся 76опусов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Ч. был крайневпечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, нипеременчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого егодушевного состояния. Какая была причина безысходной тоски,преследовавшей Ч. - этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Ч.встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. Кним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний,который был строгим судьей сочинений Ч., но вместе с тем и самымэнергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, замечательный побескорыстию издатель сочинений Ч., брат Ч. Модест, его сотрудник вомногих оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. ИмператорАлександр III в 1888 г. назначил Ч. пенсию в 3 тыс. руб. Общительный иласковый характер Ч., а также обаятельность его сочинений дали ему массудрузей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам,но как ни дружил Ч. с композиторами других направлений, он оставалсяверен своим взглядам. По своей нервности Ч. не мог оставаться где-нибудьподолгу и с 1877 г. вел жизнь кочевую. Он совершал многократноартистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции,Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленнымииз его произведений. Педагогическая деятельность была Ч. не по сердцу,но тем не менее он пробыл профессором в консерватории в Москве 12 лет инаписал учебник гармонии. Только под конец жизни Ч. основался в Клину,где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив Ч.Концерт 16 октября 1893 г., где он дирижировал в первый раз своей шестойсимфонией, был лебединой песнью Ч. 25 октября он скончался в Петербургеи похоронен в Александро-Невской лавре. Капитальным трудом, дающимвозможно полную характеристику Ч., является "Жизнь Петра ИльичаЧайковского" (3 т., 1903), составленная М. И. Чайковским. Сюда вошелматериал из архива Ч., "Памятной книжки правоведов XX выпуска",Мордвинова (СПб., 1894), "Воспоминаний о П. И. Чайковском" Кашкина(Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Ч. Н. Соловьев.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЧАЙКОВСКИЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.