ЦИКЛОПЫ
ЦИКЛОПЫ ЦИКЛОПЫ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЦИКЛОПЫ

ЦИКЛОПЫ

ЦИКЛОПЫ
Циклопы Циклопы (KuklwpeV, Cyclopes=круглоокие) - в космогоническом эпосеГезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи смолнией, символическим образом которой является единый большой горящийглаз исполинов. На отношение Ц. к атмосферному явлению грозы указываютимена их: Бронт (bronth - гром), Стероп (steroph - молния) и Арг (arghV- яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они былинизвергнуты в земную бездну - миф. в основе которого лежит представлениеоб исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При,посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолетьКрона; Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовымистрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына Асклепия, Аполлон,разгневанный на Ц. за то, что они были в этом деле пособниками Зевса,умертвил их. Ц., о которых сообщает нам Гомер в Одиссее (VI и IX песнь),носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальноепредставление о них, как об олицетворенных космических явлениях,сменилось теперь представлением этическим. Ц. Одиссеи имеют божественноепроисхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся.Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но втоже время дики, грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость,отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, впещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые сземледелием. Ц. Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальнымичертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и егоимя), и ростом; сила его такова, что он легко поднимает и швыряеткамень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокостьего безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный. Связь Ц.с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполиномОрионом, которого, как Полифема - Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также сБриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Ц, как морских божеств.На Истме приносили жертвы Ц. наряду с Посейдоном, Палемоном и другимиморскими богами. Имя Ц. Гереста может быть сближено с евбейским городомГерестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силыприроды вулканического и нептунического происхождения являются силамисозидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в тоже времяустрояет землю и из морских глыб строит стены, дамбы и проч., постолькуже и Ц. считаются мифическими строителями. Им приписывается постройканазванных по их имени циклопических (киклопических) стен, о которых намсообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких - Ц.пришли из Ликии к Тиринескому царю Пройту и построили ему из громадныхкамней твердыни города". В позднейших сказаниях Ц. фигурируют какбожества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающиев мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкануЭтна на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам,сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как типпервобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемсябольшой популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного,изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее: этот мифполучил поэтическую обработку в произведениях дифирамбика Филоксена,Каллимахи, Феокрита и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которыетрактовала стенная живопись. Ср. Schoemann, "Schediasma de Cyclopibus"(Б., 1859, "Opuscula Academica", IV 325 след.); W. Grimm, "Die Sage vonPolyphem" (в "Abhandl. dor Berl. Academie", 1857, стр. 1 и след.);Preller, "Griechische Mythologie" (1 т., стр. 631 и след., Б.,18941898). Н. О.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЦИКЛОПЫ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.