ФОРТУНА
ФОРТУНА ФОРТУНА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ФОРТУНА

ФОРТУНА

ФОРТУНА
Фортуна Фортуна (Fortuna) - древнеримская богиня, культ ее - один из самыхстарых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (dinovensidenses). Предание, имеющее ясное представление только опозднейшей Ф., тожественной греческой Tukh, приписывает введение культалюбимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию. Древнейшее, первоначальноезначение богини с трудом поддается определению. Древнейшими храмами еебыли fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на forum boarium. Судя похарактеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можнодумать, что первоначальное значение богини было земледельческое -обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств,которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Другой характеримеет Ф. скотного рынка; ее тесная связь и соседство с Mater Matutaпозволяют думать, что, как и Matuta, она была богиней-покровительницейженщин; на это же указывает и смешение ее с Рudicita, и обычай невестприносить в дар этой F. virginalis свои девические платья. Той же богинепосвящен был другой храм на via Latina, основанный, по преданиюКоpиoланом, где богиня почиталась под именем F. muliebris. Такое жеотношение к женщинам видно и в культе F. virilis, которой молились 1апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадалос праздником в честь Венеры. Мы имеем, таким образом, наряду сбогиней-покровительницей чистоты и целомудрия богиню,покровительствующую противоположным качествам женской природы. Культ Ф.заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились ее храмы вАнции и Прэнесте. Особенно знаменита. была прэнестинская богиня,прозванная Primigenia, т. е. перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждаялатинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного,может быть греческого влияния. Характер богини, как покровительницыженщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписейматронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами угрудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенногалльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертойпрэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; онизаписывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий(sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениямчерта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.Первый храм F. primigenia посвящен был, в 194 г. до Р. Хр., наКвиринале; вскоре тут же возникли еще один храм той же богини и храм F.рubliса, почему и местность стала называться ad tres Fortunas. Publicap(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даетправо заключить, что культ прэнестинской богини перешел в культбогини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастьявскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов.Боги-покровители определенных лиц, групп, учреждений, дней, времен годаи т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятиесчастья и удачи на тысячи мелких частей: уже в 101 г., а может быть ираньше, возникает в Риме храм Ф. huiusce diei - божества, гарантирующегосчастливый исход данного дня; еще раньше, в 180 г., посвящен былдиктатором Кв. Фульвием Флакком храм Ф. equestris богине-покровительницеримской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180-го г. В виду способности этого божества кдифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальныхинтересов, Ф. делается наиболее популярной богиней римского Пантеона ипочитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношениислова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голосавсех призывают и называют одну Ф., ее одну обвиняют, привлекают кответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. Сбранью почитают ее изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей,непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных.Ей насчет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертныхона одна занимает и ту, и другую страницу". Ей посвящаются тысячиалтарей и капелл по всему лицу римской империи; ее изображение имеетсяво всяком домашнем святилище, появляется на монетах и еще чаще напредметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе сМеркурием - таким же богом материальной выгоды и удачи - на резныхкамнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах,копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Популярности богинисодействует и то, что она входит, как официальная составная часть, вкульт императоров, под именем F. Augusta, наряду с гением Августа; вПомпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. ВРиме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г.до Р. Хр. пользуется Г. Redux. Культ Ф. сохраняет свое официальноезначение и после Августа, до поздних времен империи. Изображается Ф.обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одною рукою на руль, адругой держащею рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шареили упирающей в него свой главный атрибут - руль. Дифференциацияхарактеризуется присоединением атрибутов, напр. корабельного носа (F.navalis). Изображению Ф. приспособляется к целому ряду персонификаций,стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas,Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к ее типу. В силувсеобъемлющего ее значения с нею легко сливаются другие божества; так Ф.сливается с Изидой, завоевывающей себе в Риме, начиная с 1 в., огромнуюпопулярность; появляется даже прямое олицетворение ее всеобъемлемости -культ F. Panthea. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (II, 179 и сл.);Peter и Drefler у Roscher'a, "Lexicon der Mythologie" (I, 1503 - 1558);Wissowa, "Romische Religion and Kultus" (206 и cл.). М. Р.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ФОРТУНА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.