ФИЛОН
ФИЛОН ФИЛОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ФИЛОН

ФИЛОН

ФИЛОН
Филон Филон Александрийский или Ф. иудей (прибл. 20 до Р. Хр.-50 по Р. Хр.)- выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого былаАлександрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель,оказавший большое влияние на последующее богословие своим эксегетическимметодом и своим учением о Логосе. Как философ, он был сторонникомэклектического платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшегов его родном городе. подобно другим современным ему эклектикам, он видитв таком учении общую суть всей греческой философии и, вместе с тем,подобно другим иудеям-эллинистам, признает источником греческой мудростисвященное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпалидревние философы. Книги Моисея, боговдохновенные, по Ф., в каждой буквене только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуетсяФ., заключают в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона иКлеанфа. Поэтому наиболее значительные сочинения Ф. представляюткомментарий на св. книги (главным образом на кн. Бытия), дающийистолкование их в смысле популярной греческой философии того времени.Сверхчувственная истина, приспособляясь к человеческой немощи,облекается в иносказательную форму; все Писание есть аллегория, и задачатолкователя - в том, чтобы раскрыть "духовный" смысл, скрытый в этойаллегории. Таким образом Ф. является посредником между философией иоткровением - и в этом его значение. Его вера в универсальную разумностьслова Божия, выразившаяся и в его экзегетике , и в его учении о Логосе,сделала его учителем и предшественником последующих апологетов ибогословов, особенно александрийской школы. Философское учение Ф.сводится к богословию. Божество познается путем отрицания всякихчастных, конечных определений и; аргументы скептиков, направленныепротив таких определений, вполне основательны. Оно выше всякогопонимания; только тот, кто отрешается от всего конечного, от мира, отсебя самого, от своих чувств и своего разума, находит Божество в моментэкстаза. Ее имея никаких качественных определений, Божество не есть,однако, бессодержательная отвлеченность. Вместе с писанием Ф.приписывает Ему атрибуты благости, могущества, ведения и пр. вбесконечной степени; только он понимает их не как качества, общиеБожеству с другими существами, а как свойственные Ему силы. ПосколькуОно есть существо всереальное, конечные существа могут приобщаться котдельным Его силам и определяться ими, как качествами; само же оно, какполнота бытия, ничему не причастно, имеет в Себе все и всему дает отсвоей полноты: в этом состоит Его всемогущество. Таким образом, впервыев философии формулируется идея абсолютного монотеизма. Однако,отвлеченность греческой теологии, колебавшейся между пантеизмом стоикови дуализмом платоников, отразилась и на учении Ф., который посредствуетмежду ними. Его бог трансцендентен, безусловно отличен от мира по своемусуществу; но вместе с тем Он раскрывается в нем, имманентен, присущ емув своих силах и своем слове. Поскольку Божество трансцендентно миру,последний является чуждым и противоположным Ему; он сотворен изпредвечной материи, бесформенной, безвидной, косной, котораяпредставляется как хаотическая масса вещества и противополагаетсяБожеству, как пассивное начало - деятельному. Между миром итрансцендентным Божеством посредствуют силы Божества, образующие ипроникающие мир: Его благость, могущество, справедливость, мудрость илислово. В учении об этих силах сказываются и философские , и религиозныетрадиции, монизм и дуализм, платонизм и стоицизм; отсюда сбивчивость инеясность понятий. Вопервых, помянутые силы, как чистые энергииБожества, не имеют по отношение к Нему никакой самостоятельности,особности, личности; во-вторых, они относятся к миру, как силы,действующие в нем, образующие его материю - подобно формам Аристотеляили "сперматическим логосам" стоиков; в третьих, они отличаются и отБога, и от мира, являясь как бы тварно-личными посредниками между Богоми миром - духами, которых сам Ф. сравнивал с ангелами иудеев или демонамиплатоников. Все антропоморфизмы Писания, все конкретные образы Егоотносятся к силам Божества, а не к его существу. Верховною из этих силявляется Слово (Логос), которое всех их совмещает в себе. Так же, как иони, это Слово может рассматриваться с троякой точки зрения: какбессамостная энергия Божества, как душа и связь мира (стоический логос),как тварно-личный посредник между Богом и миром. Оно определяется какразум Божий, идея всех идей, образ Божества, первородный сын Божий,второй бог (JeoV, в отличие от o JeoV); оно есть, далее, первообразвселенной, мирозиждительная сила, душа, облекающаяся телом мира;наконец, оно - верховный архангел, посредник, наместник Бога,царственный первосвященник. В космологии Ф. развивает популярную теодицею стоиков, в психологииследует платонизирующим стоикам. Он толкует библейское сказание огрехопадении в платоническом смысле: души существуют до своеговоплощения, которое рассматривается как падение и пленение. Тело естьмогила, темница души, чувственность - корень греха; откуда аскетическаятенденция этики Ф., где он сближается не только со стоиками, но и ссовременными ему киниками, в стремлении к умерщвлению чувственности иупрощению жизни. Мораль Филона выходит, однако, за пределы всейгреческой философии, получая новую, религиозную окраску. Она проникнутасознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность испастись собственными силами; единственным источником добра являетсяБог. Добродетели суть Его "насаждения", дары Его благодати; ему одномупринадлежит хвала за них. Путь к добру есть послушание Богу, подражаниеБогу, отречение от всего конечного, самоотречение; высшая цель естьмистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза. Литература. Главнейшие издания Филона: Margey (1742), Aucher(1822-26: соч., coхранившиеся в армянской версии), Cohn und Wendland(полное критическое издание, с 1896 г.). См. Zeiler, "Philos. d.Griechen", III, 3; Schurer, "Gesch. d. jud. Volkes im Zeitalter JesuChristi" (1898, т. III, 487 и cл.); кн. С. Трубецкой, "Учение о Логосе"(1900, 77 сл.); Siegfried, "Philo v. Alexandrien als Ausleger des А. Т."(1875); Drummond, "Philo Judaeus" (т. I и II, 1888); Myретов, "ФилософияФ. Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе"(1885). Кн. С. Н. Трубецкой.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ФИЛОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.