УВЕРТЮРА
УВЕРТЮРА УВЕРТЮРА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА
Увертюра Увертюра (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестровое сочинение,служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. постепеннои долго развивалась. Старейшая У. относится к 1607 г. Это - родинтродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей".Отличаясь простейшей формой, эта У. была так коротка, что ее играли трираза подряд. На некоторое развитие формы У. обратил внимание французскийкомпозитор Люлли, но его У. не были обширны, так напр. У. к опере"Армида" (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма такназываемой французской У. Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegroпреимущественно фугированного. Иногда после Allegro следовало опятьGrave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италиисложилась форма самостоятельной У. или так называемой симфонии. Онасостояла из Allegro, Andante и Allegro (повторение первого). Гендель всвоих ораториях расширил формы У., введя в нее три различные темы. Но внекоторых ораториях, как напр. в "Мессии", он придерживался французскойформы У., т. е. составляя ее из Grave и следующие за ней фуги в скоромтемпе. Еще большее внимание обратил на форму У. Глюк. Полного расцветадостигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается вясную форму сонаты или сонатины. Но не всегда они придерживались этихформ в У., напр., У. к опере "Волшебная флейта" Моцарта и "Zur Weihe desHauses" op. 124 Бетховена написаны в форме свободной фуги. У. "Афинскиеразвалины" Бетховена написана в форме рондо. Отступления отустановившейся позднейшей формы У. встречаются преимущественно уитальянских композиторов, напр. У. "Вильгельм Телль" Россини состоит изчетырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой),содержание которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самойоперы. Многие У. к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть итакие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысленастроения. Образцовыми У. могут считаться следующие: к "Дон Жуану"Моцарта, "Эгмонту" и "Фиделио" Бетховена, "Геновеве" Шумана, к"Руслану", "Жизнь за Царя" Глинки, "Ромео и Джульетта" Чайковского, У.Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. вкачестве самостоятельных симфонических произведений - не оперные, аконцертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематическойразработки. Сонатная форма У. отличается от той же формы первой частисимфонии тем, что в ней нет повторения первого отдела и что тематическаяразработка более сжата. Не следует смешивать У. со вступлением к опере,так как последняя не имеет установившейся формы. Д. С.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

УВЕРТЮРА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.