САВОНАРОЛА
САВОНАРОЛА САВОНАРОЛА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > САВОНАРОЛА

САВОНАРОЛА

САВОНАРОЛА
Савонарола Савонарола (Джироламо или Иероним Savonarola) - знаменитыйитальянский проповедник и общественный реформатор, родился в 1452 г.,происходил из старинной падуанской фамилии. Дед его, Михаил С., былизвестный врач. Отец С. готовил сына к медицинской карьере и старалсядать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше раносказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокаярелигиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическимдвижением, одним из крупнейших центров, которого была Флоренция, гдегуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим направлением.Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущалиС. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состояниюцеркви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечениесредневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом)привели С. к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он тайно бежализ родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив доманаписанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре он вел суровуюжизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю,оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши ипосвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в монастыресказались поэтические наклонности С.: он написал стихотворение "Опадении церкви", где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты,учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап.Настоятель монастыря поручил С. обучать новичков и возложил на негообязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать в разныегорода, между прочим в Феррару, откуда, в виду начавшейся войны сВенецией, ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогдамонастырь Сан-Марко. Здесь С., уже славившийся как ученый, был назначенпочетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. С.неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его занятьсяисправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшойгородок Сан-Джемитано, где пробыл два года, увлекая слушателей своимиречами. В 1486 г. С. явился в Брешии уже опытным и отважнымпроповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию ипредвещавшим наказание Италии за ее грехи. В это же время С.познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстнополюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал С. из Генуи воФлоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповедиСавонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г.С. произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностьювысказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, чтоскоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что, подобноветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал проклятиемтому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченностьнравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. В своихвдохновенных проповедях С. часто смешивал свои мысли с текстами Св.Писания, говоря в свое оправдание, что "слова эти недавно сошли снебес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнениюнекоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествиюфранцузского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братиейсделали С. любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избраннастоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение поотношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражениемпочтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна речь Савонаролапротив роскоши женских нарядов, после которой все дамы пересталинадевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, подвлиянием проповеди С., несправедливо нажитое добро. "Грехи Италии",говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества;из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно, чтоон и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властногромил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан икупцов, крестьян, солдат. "Рим - это Вавилон", говорил он. "Вместохристианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в ихруках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче сделались угрозы С.,когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделалсяего сын, Петр Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа. ПетрМедичи запретил Савонароле говорить проповеди в течение поста; С.принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.).Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: онаприказала своим телохранителям убить С. за то, что он назвал ее в церквидьяволом. Вернувшись во Флоренцию, С. занялся приведением в исполнениесвоей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковноеимущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монаховработой. Для успеха проповеди язычникам С. учредил кафедры греческого,еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался привлечь С.на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции,потом кардинальскую шапку; но С. не прекращал своих обвинений противРима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию, ив ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как изменник; воглаве посольства к французскому королю был поставлен С. В это тревожноевремя С. сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием воФлоренции были восстановлены республиканские учреждения. По своимполитическим взглядам С. был республиканец, но он думал, что республикалишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станутнравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет иполитическую реформу. С. указывал на несправедливое распределениеналогов, нападал на богачей, говоря, что они "присваивают себезаработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умираютс голода. Всякий излишек - смертный грех, так как он есть достояние бедных. Вся работагосударственного переустройства Флоренции была выработана в проповедяхС. и совершалась по его программе. По предложению С. были установленыВеликий совет и совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г., по предложениюС., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%.Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основалзаемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции всеростовщики и менялы, бравшие по 321/2%. Наконец, С. провозгласилсеньором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазахнарода избранником Христа. Политическим преобразованием С. закончил лишьчасть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию.Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились,посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах, вместопесен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людейудалились в мр С. Марко. С. назначал проповеди в часы, когда былиназначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостьюсредневекового фанатика обрушивался С. на святотатцев, которым велелвырезывать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромнымиштрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем увлечении С.прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него.На стороне С. были люди из простонародья, партия "белых", которыхназывали "плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся"(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления,и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях С. никого не щадил ипотому имел много врагов как светских, так и среди духовенства. Сначалаего обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придралиськ той проповеди, где С. говорил о гневе Божием, висящем над князьями ипрелатами. По приказанию папы С. должен был удалиться в Лукку, но егопрощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папуотсрочить высылку С. Против С. не раз выставляли других проповедников;не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава С. проникла даже запределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже натурецкий, для султана). Между тем, Карл VIII, покинув Неаполь, решилнаправиться через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотелвосстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения стал С.,отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу каройБожией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием С. союз сФранцией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы)были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против С. помогали герцогМиланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано Дженнацано, потерявшийиз-за С. репутацию лучшего проповедника. Враги С. восстановили противнего папу, который пригласил С. в Рим; но тот. под предлогом болезни,отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которымпапа поручил рассмотреть содержание проповедей С., не нашли в нихоснования для обвинения С. в ереси, и папа опять предлагал ему санкардинала. После удаления французской армии для республики насталитяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы былиистощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана,который осадил Ливорно. Сеньория умоляла С. успокоить народ. С. устроилпроцессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил емупроповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа,чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям С. усилилось. Во главесеньории стоял преданный С. Франческо Валори; народная партияторжествовала. Пользуясь этим, С. задумал нанести решительный удар"беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые врывались взнатные дома, с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали погороду, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи ит. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на городскойплощади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическаядревность нашли в лице С. непримиримого врага; он даже доказывал вреднауки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось обществоразгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить С. в праздникВознесения, но друзья спасли С. Потом "беснующиеся" произвели переполохв церкви во время проповеди С., не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497г. папа Александр VI, назвав учение С. "подозрительным", отлучил его отцеркви. С. протестовал; 19 июня появилось его "Послание против лживоиспрошенной буллы об отлучении", где он отказывался повиноватьсяотлучению, "противному христианской любви и заповедям Господним", изаявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ковселенскому собору. В это время С. выпустил в свет свое знаменитое соч.:"Триумф Креста", в котором дана блестящая защита истины католическоговероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви. Впоследний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественноебогослужение и "сожжение анафемы". Тогда папа прислал бреве, гдетребовал отправки С. в Рим или заключения его в тюрьму, угрожалинтердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с С. илислушать его. Однако, сеньория долго не решалась тронуть С.; проповедиего продолжались, он развивал мысль о необходимости созыва вселенскогособора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось соч.С.: "О правлении и законодательство города Флоренции". После второгопапского бреве сеньория запретила С. проповедовать; 18-го марта онпростился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором убеждалих созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было посланосначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало вруки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость ученияС., был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка,устроенная "беснующимися" и францисканцами. С. и монах францисканецдолжны были пройти 7 апр. среди костров, но огненная проба несостоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости.На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; С.,вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, былвзят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы С. и пытки велисьсамым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать впротиворечия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, чтовсе его пророчества - ложь и обман. За время следствия, которое велосьоколо месяца, С. написал в тюрьме несколько сочинений: "Размышление опсалме 51", где он нападал на папу и духовенство, "На Тебя, Господи,уповаю" и "Руководство к христианской жизни". Последнее сочинениенаписано С. за несколько часов до смерти, на переплете одной книги, попросьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело егосожжено. Учение С. оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь егосоставлена служба. В 1875 г. С. поставлен памятник в Ферраре; статуяего, как одного из предшественников реформации, входит в составизвестного вормского памятника. В оценке значения деятельности С. мнениярасходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы,видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают,что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держалсястрого католической почвы. См. A. G. Rudelbach, "Hieronymus Savonarolaund seine Zeit" (Гамб., 1835); F. К. Meier "Girolamo S." (Берk., 1836);К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. Т. Реrren, "Jerome S.,sa vie, ses predications, ses ecrits" (Пар., 1853); В. В. Madden, "Thelife and martyrdom of Girolamo S." (Л., 1854); Pasquale Villari, "LaStoria di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di nuovi documenti"(Флоренция, 1859); С. Sickinger, "S., sein Leben und seine Zeit"(Вюрцбург, 1877); К. Clarck, "S., his life and times" (Л., 1878);Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс., 1857); A. Cappeli, "FraGirol. S." (Модена, 1869); M. Н. Петров, "Савонарола" (в "Очерках");Осокин, "Савонарола и Флоренция" (Казань, 1865); А. К. Шеллер,"Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова, СПб., 1893). П. Конский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

САВОНАРОЛА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.