РЯСА
РЯСА РЯСА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > РЯСА

РЯСА

РЯСА
Ряса Ряса - верхняя одежда христианских священнослужителей, которую ониносят вне богослужения. Это - широкая прямая одежда (иногда лишьнесколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, сбольшими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвета она можетбыть, для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (неисключая и белого), для лиц монашествующих - только черного. В первыетри века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались,вероятно, как миряне. Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9),Христос сказал им: обувайтесь в сандалии, но не облачайтесь в две ризы.Это не установляло, однако, общего правила относительно одеждыдуховенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии, поверххитона, фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно,временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (вего первоначальном виде) был, по-видимому, предпочтительно употребляемклиром в качестве верхней одежды или P., еще со времен апостольских. Ещедо христианства верхней одеждой людей серьезных, например, посвящавшихсебя изучению наук, был преимущественно паллий, называвшийся плащомфилософов. Его усвоили себе, с некоторыми изменениями, и клирики, бывшиепрежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним, которого,поэтому, не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика,который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание, о чем самИероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticumнадевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IVв.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма,непопулярного в народе. Известно, что pallium ascelicum не носили ниКиприан Карфагенский, ни блаж. Августин. Папа Целестин (V в.) запретилклирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало.Епископы в IV в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета, но этотобычай не был общим. С V в. начинает упоминаться habitus religionis -одежда "религиозного характера", которая могла быть употребляемаклириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облаченияупотребляются ими при богослужении. Особая одежда - "церковная"(clericalis) - дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому, при первомих вступлении в клир. На существование особого и от богослужебныхоблачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указываетАполлинарий Сидоний, в письме к одному из своих друзей, вступившему вклир. В VI в. стали одеваться по-новому, по образцу варваров, покорившихримские области; место длинного костюма римского, полного "важности идостоинства", заступили одежды короткие. Церковь держала себя в сторонеот этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одеждыцерковной. Собор агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носитьодежду и обувь, какие употреблялись ими дотоле, При Григории Вел.клирики одевались "поримски", в одежды длинные, чем они отличались отмирян. Эту одежду св. папа называет "одеждой религиозной", "святой" -название новое, неизвестное в предыдущие века. Мартин, епископ пражский(572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востокетолько в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян.Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носитьодежды "уже определенные" для состоящих в клире. VII-й всел. собор, вправ. 16, говорит, что "всякая роскошь и украшение тела чуждысвященнического чина и состояния". По словам Вальсамона (в толковании навышеупомянутое правило), клирики носили во время собора особеннороскошные одежды, так наз. "экзанитовые", у которых нижние части были нетолько другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одеждыклира на Востоке снова исчезло, под влиянием иконоборства. В Х веке всеклирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одеждыклириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правилаотносительно одежды клириков в римской церкви санкционированы триентскимсобором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов.Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были - темно-красныйкаштановый и коричневый. Н. Б - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

РЯСА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.