ПЕТРУШКА
ПЕТРУШКА ПЕТРУШКА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПЕТРУШКА

ПЕТРУШКА

ПЕТРУШКА
Петрушка Петрушка - народный кукольный театр в России и главное действующеелицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим впутешествии 0леария, к запискам которого приложена картинка,изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь о П. "устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню,поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краевее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так называемымпьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицамивсегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган,доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку собручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках,а затем ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которогопомещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках,как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову ирукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть двадействующих лица. Непременный аксессуар представления - шарманка,заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника иливолынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, чтодостигается при помощи машинки из бересты, приставляемой кукольником кнебу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров сшарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой и дерется с ней.Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказываетсяноровистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его сседла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его расспросы (подругому варианту - вместо платы за лечение) П. колотит его палкой иубивает. Следует комический монолог П., боящегося кары, которая иявляется в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, нозатем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публикенастоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением,обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или - подругому варианту - неожиданным появлением собаки, которая, схвативнеистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары.Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора,иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, какзаяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкомународному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итогепьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а междутем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы. Как вопере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в балете, вней танцы П. и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассическиеединства: времени, места (декорации не меняются) и действия - драка"(Алферов). П. образовался из слияния элементов русского народногошутовства с чертами итальянского Полишинеля и немецкого Гансвурста -Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображениемПетрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременныйаксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как ив "comedia dell'arte" , дана только канва для импровизации. В наши дниП. встречается все реже и реже. Ср. Марионетки. См. "ПутешествиеОлеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр. 678);Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н.С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672 - 1725 г. " (т.1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П.0. Морозов, "Очерки из истории русской драмы" и "история русскоготеатра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т. V); Алферов,"Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр наРуси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894 - 95 г., прилож. 1, СП б.,1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России" (1857). Вс.Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,№ 2), приводит русского П. в связь с китайским. Ар. Г.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПЕТРУШКА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.