ПЕСТАЛОЦЦИ
ПЕСТАЛОЦЦИ ПЕСТАЛОЦЦИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПЕСТАЛОЦЦИ

ПЕСТАЛОЦЦИ

ПЕСТАЛОЦЦИ
Песталоцци Песталоцци (Иоганн Генрих Pestalozzi, 1746 - 1827) - знаменитыйпедагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, онбыл окружен в детстве заботами матери. В школе он считался неспособнымучеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступив вуниверситет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинаетдумать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближек народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становитсяагрономом. Чтение "Эмиля" Руссо подействовало на П. с особенною силою;человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый клюдскому горю, П. волновался и горячился на каждом шагу. Покинувуниверситет, он приобрел небольшое имение, Нейгоф. Здесь ему хотелосьввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с нимиокрестных крестьян. Вследствие полной неспособности П. заниматьсяхозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только П.к крайне стесненному материальному положению. В это время он пришел кмысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиесябез вся кого призора и воспитания. При некоторой поддержке местных общини добрых людей П. собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженнопосвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом кполевым работам, а зимою к ремеслу. Это начинание также постигланеудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получалиприличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаныдетьми. П. вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хваталосредств на ее содержание. Небольшое сочинение его: "Досуги отшельника"(1780), написанное в виде афоризмов, встречено было не без сочувствия;П. высказывает здесь все основные взгляды, которые он только развивалвпоследствии. Большой успех имело сочинение его: "Лингард и Гертруда,книга для народа" (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушкеполучила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своихдетей, и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределенных ипылких мечтаний П. переходит здесь к суровым вопросам жизни: "заткнутьдыру, из которой текут народные бедствия", можно только в том случае,если уровень народного образования будет поднят - но так как у народанет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, тообразование, по убеждению П., прежде всего следует отдать в рукиматерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать имруководство, которое и было написано П. Под старость П. пришлосьвернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, всреде которого были люди, расположенные к П., предоставило ему зданиямонастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь П.вновь собрал детей, бродивших после войны без пристанища. Не имеяпомощников, П. должен был сам справляться с толпою около сотни детей,усвоивших себе не совсем хорошие привычки. П. был в одно и тоже времяначальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой.Тем не менее сердечность и душевная привлекательность П. превозмогли всетрудности; старшие дети вскоре стали помогать П. Занятия П. былипрерваны совершенно случайно: французским войскам понадобилисьмонастырские здания под госпиталь, и П., силы которого в это время былинадорваны, вынужден был закрыть школу. Несколько времени спустя, приболее благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу вБургдорфе, а затем перенести ее о Ивердон, где известность П. достигаетапогея. В Бургдорф и Ивердон являлись разные лица, чтобы воочиюубедиться в целесообразности приемов П. Имп. Александр I такжеинтересовался делом П., виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво.Последние годы жизни П. принесли ему однако, много огорчений: помощникиего в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанноеим заведение и вскоре умер в своем Нейгофе. Это был народник в лучшемзначении слова. Последовательнее всего П. изложил свои педагогическиевзгляды в книге: "Как Гертруда учит своих детей". Основою воспитаниядолжна быть природа человека. В психической жизни человека П. подмечаетпять "физико-механических" законов: закон постепенности ипоследовательности, закон связности, закон совместных ощущений, законпричинности и закон психической самобытности. Эти законы должны бытьприменены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет тольконаглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений ипредставлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки,то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешнихорганов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знанийобнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получитьобраз, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массыобразов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основойвсякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, числои слово, знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилосьв форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этихрассуждениях П. строит последовательную методику элементарногопреподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимостизаниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. П.дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципенаглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету иписьму, как они изложены у П., стали в настоящее время достоянием всякойздравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знанийП. считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципунаглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобреталисьтем же путем, как и знания - путем наглядности. Собрание сочинений П.вышло еще при его жизни (Тюбинген и Штуттг., 1819 - 26); новое изданиепринадлежит Зейфарту (Берл., 1869 и сл.), который написал и одну излучших биографий П. (Лпц., 1876). По-русски избранные педагогическиесочинения П. выходят в "Педагогической Библиотеке", издаваемой гг.Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.). "Исповедь" П. переведена К.Воскресенским (Рига, 1893). См. ст. К. Тимофеева в"Журн. Мин. Нар.Просв." (ч. 110 и 111); А. Попов, в "Правосл. Обозрении" (1897, ноябрь идекабрь). В биографии, составленной для серии г. Павленкова г. Я.Абрамовыми (СПб., 1893), П. нашел крайне одностороннюю оценку. Я. К.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПЕСТАЛОЦЦИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.