ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ
ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ

ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ

ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ
Предопpeделeние Предопpeделeние (praedeterminatio) - один из труднейших пунктоврелигиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, оприроде и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существанравственносвободные могут сознательно предпочитать зло добру; идействительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле естьнесомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрениямонотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущейволи всеведущего Божества, то значит упорство во зле и происходящаяотсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли,предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Этозаключение не представляет особенной трудности для такой религии,которая - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или покрайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол,требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идееБожества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности илисмысла (Логос) и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказываетсяздесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у ап. Павла (Римл. IX.11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражениядопускают другое толкование, которого и держались все христианскиеписатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется ублаж. Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческойсвободе такое широкое значение, при котором не оставалось места нетолько действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августинсопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительнымиоговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшегов монастырях южной Галлии спора о пределах человеческой свободы междуревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточногоаскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственнойсвободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасения. Видяв этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большеюрезкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерныепункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этихспоров было точнее определено на нескольких поместных соборахправославное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочетвсем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу несуществует: но истинное и окончательное спасение не может бытьнасильственным и внешним. а потому действие благости и премудростиБожией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, заисключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода;следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощьблагодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведениюБожию предопределены к исключению из царства Божия или к погибели. П.относится, след., лишь к необходимым последствиям зла, а не к самомузлу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающейблагодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же егоразъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мыслии пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и набогословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в.,немецким монахом Готшальком, и в XVI в., швейцарским реформаторомКальвином, который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П.(ко злу). К тому же тяготели и янсенисты, примыкавшие к Августину черезФому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку всеми-пелагианстве. Вл. С.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПРЕДОПPEДЕЛEНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.