ПРЕСВИТЕРИАНСТВО
ПРЕСВИТЕРИАНСТВО ПРЕСВИТЕРИАНСТВО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПРЕСВИТЕРИАНСТВО

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО
Пресвитерианство Пресвитерианство - так называлось то из направлений реформации XVIв., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства инастаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви,признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат,как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковномуправлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации),отделения церковного управления от государственного и федеративногоустройства церкви в пределах национальной территории. Первые следыпресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и учешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпохуреформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодномтерриториальном синоде должны были участвовать светские делегаты.Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на историческойоснове дал Кальвин, в своем "Наставлении к христианской вере". Здесьразличаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров,светских старейшин (aneiens или surveillans) и дьяконов. Церковныеордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию,лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустиливерховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящаяпресвитерианская организация на большой территории возникает, в половинеXVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлениемпреследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местныеконсистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальныйсинод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработанысистема дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство,соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самоймелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников истарейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный изделегатов от приходских советов округа, далее- провинциальный синод, изпредставителей консисторий, и, наконец, общий или национальный синод;каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ковремени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П.держалось в XVI и XVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как онобыло лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в егожизнь. В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодомв Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянноговмешательства правительственной власти; светские делегаты общин вцерковном управлении постепенно почти исчезают. Под влияниемнидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод вВезеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многихприрейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются врейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенновидоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоившихсебе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве,постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитетаи управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в концеXVII в., Шлейермахера - в начале XIX в. Движение это усиливается в XIXв., с установлением парламентского строя и вероисповедной униинемецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз."свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюдуустанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей.Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются кпресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников истарейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация состороны самого церковного совета. П., в качестве аристократическогостроя, отличается от системы непосредственного управления общиной.Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и,устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинениицерквей общей национальной или территориальной организации. Р. В. Символическими книгами П. служат так наз. "Вестминстерскоеисповедание" и катехизисы "большой" и "малый" (русский перевод их см. в"Чтениях Моск. Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877 - 1878 гг). Однако, двезначительных по своей численности партии уклонились от этихсимволических книг: так называемые NonSubscribing Presbyterians Англии иИрландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковьКумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силитсяскомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этойпоследней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландскаясоединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианскихцерквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, чтоостается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообщепресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах,относящихся к религии". Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображенияраспятия, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническаякафедра имеет вид эстрады, с несколькими седалищами; священнодействующиепасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию вцелом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры,ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (ивыслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизациипастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стиховиз других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов,сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементоминструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чемпроизносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетическогохарактера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников несуществует. Причащение совершается через большие промежутки времени; емупредшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения имногочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются сидя задлинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальныйобряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, безоблачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплинанравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно вшотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знаютБиблию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают длямиссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке (около 30)образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три годасобирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), накоторый съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианстваиз Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестнодаже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Bost, в"Dictionnaire d histoire ecclesiastique") насчитывают их до 7 милл.,другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяетчисло П. всех подразделений в 52 милл. душ. См. Edm. Scherer, "Esquissed'une theorie de l'Eglise Chretienne" (П., 1845); Bacumer, "DiePresbyterialverfassung in ihrer Begrundung" (1823); Nippe, "DiePresbyterialverfassung und deren Einfuhrung in der D.-Evang. Kirche"(Б., 1847); Miller u. Lorimer, "Gesch. und Wesen derPresbyterialverfassung" (Галле, 1849); L. Richter, "Geschichte d.Kirchenverfassung" (Лпц., 1851); D. King, "An Exposition and Defence ofthe Presbyterian Form of Church. Government" (Эдинб.; 1853); Heppe, "DiePresbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Nord deulschland"(Изерлон, 1868); Hodge, "Constit. History of the Presbyterians"(Филадельфия, 1839); Gillet, "History of the Presb. in America"(Филадельфия, 1857); "History of. the division of the Presb. in the U.S." (Нью-Йорк, 1852); "Presbyterian Reunion" (Нью-Йорк, 1871); Crisman,"Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church" (Сен-Луи,1877); "Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil"(Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения вОбществе Любителей Духовного Просвещения", 1877 - 1878). Н. Б - в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.