ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвещение Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которымобозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIIIв. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:просветители, просветительная литература, просвещенный (илипросветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение"философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит оченьважное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -XV веков , как чисто светского культурного направления,характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением ктрадициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиознойреформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взялиперевес теологические и церковные начала. П. является продолжениемтрадиций не только гуманизма, но и передового протестантизма ирационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых онунаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшимудобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил своеразвитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационнойэпохи и началом так называемой "естественной религии", которуюпроповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальникапросветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобногуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный инациональный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получилафранцузская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,направившего свою критику во Франции на вопросы политического исоциального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи былиболее заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основнымстремлением П. было найти путем деятельности человеческого разумаестественные принципы человеческой жизни (естественная религия,естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократови т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных началподвергались критике все исторически сложившиеся и фактическисуществовавшие формы и отношения (положительная религия, положительноеправо и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которыедолжны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизми французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себяреакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старомутеологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучениюисторической деятельности, которая была в большом пренебрежении уидеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основногохарактера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть заменаодних догматических идей другими догматическими же идеями, асамостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещениюпросветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "Laphilosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise etla philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought inthe XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche undgesellige Zustande" и др. Я. К.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПРОСВЕЩЕНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.