ПРОЛОГ
ПРОЛОГ ПРОЛОГ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПРОЛОГ

ПРОЛОГ

ПРОЛОГ
Пролог Пролог - часть драмы. В греческой трагедии под этим названиемразумелась часть пьесы, предшествующая первой песне хора, пароду. П.Эсхила и Софокла прямо указывают на то положение действующих лиц,развитие которого является содержанием драмы. Они органически входят вдействие и соединяют в себе все условия драмы, как по отношениям инастроениям лиц, участвующих в них, так и по форме изложения(обыкновенно - диалог). У Еврипида в П. дается сухое и холодноеизложение событий, предшествующих началу драматического действия, аиногда и указание на развязку пьесы. Форма изложения в П. Еврипида, побольшей части, монологическая и притом от лица какого-нибудь божества. Вдревнейшей римской комедии П. представлял собой более или менееподробное изложение сюжета, точки его отправления и развития. Нередкосюда же присоединялась просьба к зрителям о ласковом приеме актеров. Вовремя Теренция основанием пролога служило воззвание о милостивомвнимании к автору, или к распорядителю спектакля, или к тому и другомувместе. Здесь помещались и нападки на литературных противников поэта.Дошедшие до нас П. комедий Плавта не принадлежат ему; они написаны дляпосмертных представлений и отличаются многословием ибессодержательностью. А. М - н. В средневековой мистерии П. переходил в проповедь или молитву. П.одной moralite начала XVI в. сообщает, как автор, перенесенный впреддверие ада, подслушал разговор Сатаны с Люцифером о средствахсоблазнить людей: его пьеса разоблачит происки нечистого. У англичанназвание П. носил иногда актер, который, выходя на авансцену передопущенным занавесом, произносил монолог в виде личного обращения кзрителям. У Шекспира в роли П. выступает то хор, то (в "Генрихе IV")"молва", вся покрытая нарисованными языками. Характер монолога имеюттакже П. Мольера к "Амфитриону" и "Мнимому больному", Расина - к"Эсфири" (П. - Piete) и т. д. Но уже у итальянских комедиантов П.является в виде сцены, напр. между директором театра и актером: прием,употребленный Гёте в одном из прологов к "Фаусту". Под пером Гёте иШиллера (П. к "Лагерю Валленштейна") П. становится содержательной иинтересной в теоретическом отношении формой. Поэт то переносит зрителяпутем П. в ту атмосферу, в которой развивается интрига драмы, топриводит ее в связь с высшими началами, правящими жизнью, и тем сообщаетличной драме широкий, универсальный смысл. Таковы П. на небе к "Фаусту",П. "Дон Жуан" Толстого: они не столько подготавливают будущие события,сколько освещают их, раздвигают сцену, перенося мысль зрителя отреального мира, изображенного здесь, к его сверхчувственным основам. Какподражание драме и в эпических произведениях (больших поэмах и романах)вступительная часть, рассказывающая о событиях, предшествовавших началуглавного произведения, называется прологом. Ар. Г Прометей (PromhJeuV, Prometheus) - в греческой мифологии сынтитана Иапета и Климены (по др. Азии, Фемиды), или Урана и Климены, илиЭвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гезионы (подр. Аксиофеи, Пандоры), отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея. П. впервоначальных представлениях - космическое божество огня, родственноеГефесту (PurjoroV JeoV); так, в Афинах он почитался совместно с Гефестоми Афиной в академии (между Колоном и столицей), где в честь него стоялалтарь и статуя рядом со статуей Гефеста; тут же ,возле статуй,находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и сказаниях на первыйплан выступает этическое значение П.; оценив важность огня какнеобходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его наземле "промыслителю" своему - П., который с этого времени сделалсягением человечества, духовным его просветителем и учителем. Некоторые(Kuhn, Baudry, Decharme, Wecklein) считают мифологическое имя П. неспециально греческими, а индо-германским, сближая слово PromhJeuV ссанскритским pramathyus (=тот, кто трет - подраз. дерево о дерево длядобывания огня) и pramantha (= палка, которую вращали в ступице дискадля извлечения огня). По такому представлению П. первоначально былвиновником появления огня на земле посредством pramantha - атрибут,которому в греческом мифе соответствует narJhx(=ferula, шпильник), встволе которого П. перенес огонь с неба. На это сопоставление указывает,между прочим, прозвище индийского бога Агни-Прамати и названиеТурийского Зевса - PromanJeuV.Как бы то ни было, греческий П.гесиодовских и позднейших сказаний - благодетель человечества,олицетворение человека во всеоружии его духовных даров, - человека,ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться всвоем духовном совершенстве с богами. Он - тип человека в борьбе сприродой. противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум,хитрость, изобретательность. Гесиодовские сказания о П. сводятся кследующему. Когда боги уславливались с людьми в Меконе (у Сикиона) отом, какие почести должны воздаваться им, богам, П.. как посредник междуобеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенноеживотное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернулв шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что богивыберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметилхитрость, но желая иметь предлог для наказания ненавистногочеловечества, выбрал худшую часть в жертву, и за это лишил людей огня.Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сожиганияв жертву богам худших частей животного; последующее поколение увидело вэтом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику П., с именемкоторого вообще связывается установление жертв. Когда люди остались безогня, заступник их П. похитил его с очага Зевса (по др. с солнечнойколесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям в стволеnarJhxўa. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины (Пандоры;см.), которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом П., былавиновницей всех человеческих бед и напастей, а П. приковал к столбу(Гесиод, "Qeogonia" и "Eria kai ўHmerai"). Однако, позднее суждено былоП. примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшегоднем клевать печень П., и освободил страдальца. В Афинах в честь негобыл установлен праздник - PromhJeia с факельным бегом (lampadhjoria, lampadhdromia),символизировавшим собою распространение священного огня среди людей.Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был бытькак можно скорее (отсюда факельный бег) донесен до города, чтобызаменить собой оскверненный употреблением старый огонь. В литературе мифо П. был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная сЭсхила, который первый увековечил идею П. мифа в своей трилогии (бытьможет, тетралогии - "PromhJeuV"), состоявшей из трех драм: "PromhJeuVDesmwthV" (Прикованный П), "P. loomenoV" (Освобожденный П.), "P.purjoroV" (П. огненосец) и, быть может, сатирической драмы ("P.purcaeuV?"). До нас дошла одна из упомянутых драм - "P. DesmwthV".Содержанием ее является наказание П. за похищение огня и самоотверженнаяборьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собоймировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоконаказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы впреисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован. По Эсхилу, П. -сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, чтохитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, небудучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторонуЗевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотелознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода.Тогда П., гений существовавшего человеческого рода, вступился за егосудьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость - дляборьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушникасвоей воли и приказывает своим слугам - мощи и силе (KratoV и Bia) - спомощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря.Прикованный П. жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя- Зевса, который, забыв оказанные им, П., услуги во время борьбы ститанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и притомза содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешатьстрадальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у П. естьсредство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которойзависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевсавидит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще болеевозбуждают против него П. Когда приходит вестник Зевса Гермес стребованием открыть умалчиваваемую тайну, П. решительно и надменноотказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение и П.вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну.Сюжетом следующей, не дошедшей до нас драмы, "P. loomenoV", былопримирение Зевса и П. После долгих мучений под землей, П. вместе соскалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительныестрадания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясьэтими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна(орла, который прилетал через день клевать печень П., как вместилищедурных страстей и желаний, и давал на день отдых страдальцу лишь длятого, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот являетсяГеракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к П. получившиесвободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают П. смириться иоткрыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества сбогами. П. был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонмбессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился ототравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил своювласть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится изжестокого и неумолимого - милостивым богом, - тем Зевсом, какимпредставляли его набожные греки начала V в. и каким он является в драмахЭсхила. время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодомпримирения неба с землей и человечество, искупленное страданиями П.,вкусило наконец дары мирной и культурной жизни. Идея Эсхиловой трилогиив том, что всякий прогресс должен искупляться страданием (Вейль), а весьтрагизм П. - в его близорукости, в непонимании высших мудрых целеймироправителя: вмешавшись со своей человеческой волей в высокиебожественные планы Олимпийца, он падает жертвой этой борьбы. Новейшаялитературная критика неодинаково поняла и объясняла пьесу Эсхила, иглавным образом потому, что рассматривали ее одну, без связи состальными пьесами трилогии, как самостоятельное художественноепроизведение. Так, в Зевсе видели отвратительный образ тирана, а в П. -поборника свободы, друга людей (Schutz) или истолковывали П., какидеального человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее слепымсилам свою непоколебимую волю и духовную мощь (A. W. Schlegel). Blumnerнаходил идею драмы в возвеличении судьбы, которая осиливает произволтирана, и борьбы, которая, сокрушая человека, возвеличивает его. Hermannполагал, что Эсхил в драме П. изобразил Зевса народных сказаний впротивоположность тому великому Зевсу, образ которого носился врелигиозных представлениях лучших художников первой половины V века.Welcker, Schomann, Well, Werklein объясняли эту драму в связи состальными пьесами трилогии: по их мнению, Эсхил выразил в своем П.глубоко религиозную идею вечной, всемогущей, справедливой и премудройвласти Зевса, перед которой должны смириться даже такие сильные волей иумом полубоги-полулюди, как П.; стремления П., не смотря на ихсимпатичность и возвышенность, односторонни и все величие его жертвыничто перед высшей волей Зевса. Schneider истолковывал идею Эсхила в томсмысле, что Зевс хотел сделать добро людям, не дав им огня, как средствадля распространения культуры, так как видел в ней залог гибеличеловечества: так что, по Schneider'y, Эсхил был провозвестником идейРуссо. Миф о Прометее обратил на себя внимание ряда великих поэтов -Гёте, Байрона, Шелли. Прометей Гёте (1773 или 1774 г.) - бог, равныйЗевсу, презирающий Зевса, потому что тот, не смотря на всю своюдержавную силу - подчинен, как и все, судьбе. Гордость и богоподобнаясила П. - не в праздном и бесцельном могуществе, а в творческой энергии,в живой деятельности, в способности переживать страдания и радости.Драматическая поэма Шелли "Prometheus unbound" (1821) - "этотувлекательный гимн к свободе в драматической форме" (Шерр) - изображаетПрометея, как носителя духовного начала и разумной свободы, впротивоположность Зевсу, который олицетворяет собой физический законмира. П., по словам самого Шелли (Preface) - тип высшего совершенстванравственной и интеллектуальной природы, приводимой к лучшим иблагороднейшим целям самыми чистыми и истинными побуждениями.Демогоргон, свергающий в конце концов Зевса с его мирового трона,приводит за собой век свободы, любви, мягкости (gentleness),добродетели, мудрости, терпения: так, благодаря могучему протесту П.миновало время деспотизма и порабощения духа. Байроновский П. (лир.стих. "Prometheus", 1816) - также воплощение высоких стремлений человекак свободе, гордый и непримиримый враг тирании, преступление которогобыло в том, что он старался уменьшать сумму человеческих несчастий ивозвышать человека. Из других поэтических произведений на эту тему можноупомянуть еще трилогию "Promethee", Эдгара Кине (1837), и драму деСеневиля Минара (1843), "Promesthee Delivre". Кине и Менар изобразили вП. обновителя духовной жизни человечества (предшественника Христа). Литература. A. W. Schlegel, "Vorlesungen uber dramatische Kunst." (1т.); Blumner, "Die Idee des Schicksals in den Trag. des Aeschylus"(Лпц., 1814): Weicker, "Die Aeschyleische Trilogie Prometheus"(Дармштадт, 1824); G. Hermann, "De Aeschyli Prometheo Soluto" (1828);Toepelmann, "De Aeschyl. Prometheo" (Лпц., 1829); J. H. Schmidt, "De"Pr. vincio" (Аугсбург, 1831); Heffter, " Prometheus" ("Zeilschrift f.d. Alterw.", 1836, № 53): Weiske, "Prometheus und. Sein Mysthenkrels"(Лпц., 1842); E. v. Lausaulx, "Prometheus. Der Mythus und seineBedeutung" (Вюрнбург. 1843); G. Hermann, "De Prometheo Aeschyleo" (Лпц.,1845); Schomann, "Uber den Prometheus des Aeschylus" ("Zeitschr. f.Alterw.", 1846, №111), M. Carriere, "Prometheus" ("Deutsches Museum",1855, № 14); Weicker, "Griechische Gotterlehre" (II, 246 - 278,Геттинген, 1859); Vischer, "Uber die Prometheustragodien des Aesch."(Базель, 1859); Caesar, "Der Prometheus des Aeschylus" (Марбург, 1859);Baudry, "Les Mylhes du feu et du breuvage releste" ("Revue Germanique",1861, p. 358); Teuffel, "Ueber des Aesch. Prometheus und Orestie"(Тюбинген, 1861); Markowitz, "De Aesch. Proinetheo" (Дюссельдорф, 1865);Linzow, "Die Prometheussage" ("Padag. Arch.", 1. 866, 641 - 683):Westphal, "Prolegomena zu AeschylusTragodien" (1869, p. 207. слл.); Th.Henry Martin, "La Prometheide" (Пар., 1875); Seelmann, "De PrometheoAeschyl." (Дессау, 1876), Patin, "Etudes sur les tragiques Grecs" (I,250 - 305. 1877); Herwig, "Das ethisch-religiose Fundament der Aesch.Tragodie" (Констанц, 1877); Holle, "Die Prometheussage" (Берл., 1879);Eichhof, "Die Sage und Dichtung von P." (1879, "Jahresbb. f. Klass.Philol. u. Padag", 2 отд.); Flach, "Zur Prometheussage" (1881, "Jahresb.f. Klass. Philol.", с. 817, слл.); Konitzer, "De fabulae Prometheae inarte litterisque usu" (Галле, 1885); Decharme, "Mythologie de la Greceantique" (1886, pp. 257 - 266); Kuhn, "Die Herabkunft des Feuers und desGottertranks" (1886); Schneider, "Der Prometheus des Aeschylos"(Дуйсбург, 1889); Wecklein, "Aeschylus, Prometheus" (1893, Лпц.;введение); Preller, "Griechische Mythologie" (Б. 1894, pp. 91 - 102);Weil, "La fable de Promethee", в его "Etudes sur le drame Grec" (Пар.,1897). И. Обнорский.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПРОЛОГ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.