ПРАКСИТЕЛЬ
ПРАКСИТЕЛЬ ПРАКСИТЕЛЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПРАКСИТЕЛЬ

ПРАКСИТЕЛЬ

ПРАКСИТЕЛЬ
Пракситель Пракситель (Praxiteles) - древнегреческий скульптор, главныйпредставитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сынваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Егопроизведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохиПерикла, полных спокойствия и величия, отличались характеромчувственности и, как большая часть скульптур того времени, былиисполнены из мрамора - материала, более пригодного для задачновоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник ввысшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитываютдо пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных посодержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. длягорода Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художникузнаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуяпредставляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятиеоб этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображенииего на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правоюрукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало навазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдскойАфродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродитамюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ееоригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлениюизображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью,почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувствомогло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленныеэроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился отдревней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало егодревнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежнымии мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна покопии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая АполлонаСавроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Этастатуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказалсясильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенецДионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всемтом, это произведение дает весьма ясное представление о стилегениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасногоюноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив налевую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-топредметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистьювинограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства;такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкойтрактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведенийгреческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следуеттакже признать женскую головку, находящуюся в собрании лордаЛиконфильда, в Петворте, в Англии. А. А. С.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПРАКСИТЕЛЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.