ПОСЕЙДОН
ПОСЕЙДОН ПОСЕЙДОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН
Посейдон Посейдон (Poseidwn; много вариантов - Posoidan и др.) - в греческоймифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует изкорня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw, potamoV, влат. poto и т. д. П. олицетворял собою элемент влаги, окружающий,поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжениигреческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. - владыкаморя, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший брат Зевса, по Гезиоду -старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями ибогатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Егодворец находится на дне морском, близ Эг (Aigai), на северном берегуПелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского иионического) - Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторыепредполагали гор. Эги на берегу Евбеи или Эолиды, против Митилены).Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу,запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами;морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие.Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем онукрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скалисточники; triaina - первоначально острога (гарпун) рыболова при охотена дельфинов или тунцов - соответствует в его руках молнии в рукахЗевса. Бык (черный) - животное, посвященное П. - олицетворяет собойярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. - taureoV;,состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе),принесение в жертву быков; tauroi назывались в Ефесе мальчики,прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствиеводной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейсяна воде, и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе коня сказываетсятоже бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. КультП. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразилисьв более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами,долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, чтоземлетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земныеуглубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и островами.П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца былаобразована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ,представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с его играми.Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (местопосейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался какбог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклуаттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированныйП. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию.трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). Помере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделалсяповсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами -например. культ лелегокарийского П. Основная черта, отличающая П. вмифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляетсянераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладанияземлей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос),Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая инеобузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис,Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимнимсолнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.-asjalioV), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровительплавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство,война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(enosikJwn), он чтился в Спарте, Арголиде. наСпорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образуетдолины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахиии поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но сразрушительной силой он соединяет созидательную; ему приписываетсяпостройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте.Внутри страны ему покланялись как богу пресных вод - рек, озер,источников и связанного с ними плодородия (П, krhnoukoV, epilimnioV,jutamioV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) иДеметры, которая, по одному преданию, от него произвела на светПерсефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителемрода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считалсяродоначальником многих (преимущественно Ионийских) фамилий. Весьмаважную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалыударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормленыкобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем;его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом демеКолон П. почитался, как усмиритель коней (П. damaioV), на ряду сПалладой; конные состязания происходили и на истмийских играх,учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались намысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П.изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой иволосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длиннойионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), при чемприподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда онизображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств ичудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо носило большею частьювыражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскомуспокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller,"Griechische Mytbologie" (1894, т. 1, 566 - 596). Welcker, "GriechischeGotterlehre"(T. 1, 622 - 643; т. II, 671 - 681); Panofka, "Poseidon u.Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P. "(Б., 1851), Eschweiler, "De nomine mythologico P. " (Рост., 1869);Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba,"Ueber das Wesen Poseidons" (1886). Н. О.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОСЕЙДОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.