ПОСТУЛАТ
ПОСТУЛАТ ПОСТУЛАТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОСТУЛАТ

ПОСТУЛАТ

ПОСТУЛАТ
Постулат Постулат (от лат. postulare - требовать) - термин, употребляемый какв логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскомуaithma, обозначающему положение, которое, не будучи доказанным,принимается в силу теоретической или практической необходимости заистинное (см. "Вторая Аналитика", 1 кн., гл. X). Аристотель отличает П.от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе неподлежит доказательству и тем не менее принимается за истинное. Общуючерту П. и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот, так и другаянеобходимы сами по себе и не представляют собою положений, которым мы понеобходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем положения,которые, хотя и не доказаны, но могли бы быть доказанными, и этиположения принимаются за истинные тем, кому мы их сообщаем, мы имеемдело с гипотезой". Если же положение принимается противником радинеобходимости общей точки отправления в споре, при чем противник имеетсовершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с П. ТерминомП. пользовался также и Евклид, при чем у Евклида и математиков он имеетиное значение, чем у Аристотеля. Евклид в своих "Началах" (кн. 1)приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки довсякой другой проводить прямую линию - определенную прямую продолжатьвпрямь непрерывно - и из всякого центра, всяким расстоянием писать круг("Начала" Евклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования Евклид отличает отаксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся стермином П. в двояком применении: к теоретической и к практическойсфере. Общее определение П. дано Кантом в его логике (1, 2 отдел.. 38):П. называется практическое, непосредственно очевидное положение илипринцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, чтоспособ его выполнения непосредственно очевиден" (unmittelbargewiss). Втеоретической философии ("Критика чистого разума", V ч., 2 отд., 1подраздел, II кн.) Кант говорит о постулатах эмпирического мышлениявообще и насчитывает три П.: 1) все, что согласно с формальнымиусловиями опыта (в созерцании и понятиях), то возможно; 2) все, чтосоответствует материальным условиям опыта (в ощущениях), тодействительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общимусловиям опыта, существует необходимо. В практической философии("Критика практического разума", II кн., отдел VI-VI) Кант выставляетбытие Бога, свободу воли и бессмертие души человека, как П.практического разума, т. е. положения, которые не могут быть доказанытеоретическим разумом. "П., говорит Кант, не суть теоретические догматы,но предположения, в виду практических целей; они не расширяютспекулятивного познания, но придают идеям спекулятивного разума(благодаря их отношению к практике) объективную реальность и дают имправо на образование понятий, возможность которых иным путем была бы имнедоступна". Кантовская терминология долгое время была общепринятою;однако теперь о П. говорят и в ином смысле. Напр. о всеобщем П. говоритСпенсер., обозначая этим термином всеобщий критерий истины, очевидныйсам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всемостальным положениям, могущим быть доказанными. Э. Р.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОСТУЛАТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.