ПОСТИГАТЬ
ПОСТИГАТЬ ПОСТИГАТЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОСТИГАТЬ

ПОСТИГАТЬ

ПОСТИГАТЬ
Постигать Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, чтонастоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияетБог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольшихстихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик"."Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер втумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столькоидейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевноголиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить впонятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кромеупомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самымиреальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец -передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В болеекрупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всехотношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые изего поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками.Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то всильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности,последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей),которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимоисторических и описательных картин, и собственно лирическиестихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местнымикрасками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесыстаринного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живымитуземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника ТамурГассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорятмертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественноюправдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, скоторой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, какитог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" ихострый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляетпреобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательнойстороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелыеминуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака ксвету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви надбездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимаязлобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее егопроизведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущностьжизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так,Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своегоада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческогосуществования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своегоада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующегосвета; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголокполя и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко,а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых илинасекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистойлюбви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительнойсцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическуюканву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотельсчитал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится"Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V,ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни(человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение несоответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр.описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатлениеморя: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОСТИГАТЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.