ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ ПОРТРЕТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ
Портрет Портрет - изображение того или другого человека, произведенноесредствами живописи, гравирования или скульптуры (а такжефотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когдавоспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности ивнутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, снаиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение этого требованиявходит в круг. задач искусства и может приводить к высокохудожественнымрезультатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими вкопирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотряпо величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когдаизображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и вовесь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бываютпрофильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо илиналево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е. изображающиелицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделениесуществует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью,гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как напр. намедалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй(целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло вглубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большомупотреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменныестатуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этогонарода. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова несуществовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играхпостановкою их статуй на публичных местах, однако, то были идеальныефигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещалиобщественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие ипротиворечащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр.впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно вчисле произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретнойскульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату,Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. ВпоследствииП. размножились не только в пластике, но и в живописи, при чем впоследней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить отом по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимыхпри саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. перешла кримлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений,статуе и герму, прибавили новый род - бюст. От римской эпохи дошло донас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных,исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и ихримскими учениками, в том числе поражающих своею экспрессивностью исовершенством технического исполнения (каковы напр. две сидящие статуипоэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководцаФокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в Латеранскоммузее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Aнакреона, в виллеБоргезе, в Риме, и пр.). В Средние века портретный род как скульптуры,так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлениемэпохи Возрождение занял видное место среди других художественныхотраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы - Дезидериода-Саттиньяно, Мино даФьезоле, Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло ипр., быстро достигшие до блестящих результатов в своем стремлениивоспроизводить человеческую физиономию верно с действительностью,определенно выражать характеры и, в тоже время, соблюдать благородствостиля. Значительно позже их выступили на тот же путь живописцы, но зато,в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фалангадаровитых и гениальных художников. которые возвели П. на степень высокоизящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица вмомент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. дель-Пьомбо, Тициан,Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько жесвоими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы,в XV ст., весьма успешно возделывали П. в натуралистическом духенидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван-Эйки и Г.Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и поразделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П.приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и всвязи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом,в отношении колорита и светотени. Величайшими портретистами междуфламандцами были Рубенс и ван-Дейк, а между голландцами - Рембрандт, Ф.Гальс, ван-дер-Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особеннознамениты, как портретисты, А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболеевыдающимися представителями П. в цветущую пору испанской школы былиВеласкес и Карреньо-де-Миранда. С исходом XVII ст. манерность иусловность, водворившиеся вообще в искусстве, помешали П. удержаться надостигнутой им высоте и даже отодвинули его на второй план как вживописи, так и в скульптуре; тем не менее, конец XVII и XVIII ст.произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго,Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф вГермании, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании,Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь кгравированным П., а также к исполненным пастелью и миниатюрноакварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров,что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия - до той поры, покаизобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, иобщедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более иболее входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных игравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретнаяживопись, как масляными красками, так и акварелью, не перестает бытьотраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцевXIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя: французыДавид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, КаролюсДюран, Дюбюф, Ландель; немцы - Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю.Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах. Фр. Каульбах;англичане - Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские - Варнек, Кипренский, К.Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОРТРЕТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.