ПОНЯТИЕ
ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ
Понятие Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень вразвитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводитпредставление объекта в том виде, в каком объект был воспринятьсознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму егокачеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общеепредставление, которое обозначается словом. Номиналистическоенаправление в логике не отличает общего представления от П.. заменяяглаву о П. главою об именах; но ежели наше познание касается самыхвещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичногоисследования предмета - исследования, в котором выражается самая природаего. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильноеопределение того П., которое составляет предмет ее (напр. П. жизни - вбиологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этомсмысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы,существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение.От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем,что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслитсялишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условиевозможности бытия самого предмета, между тем как в П. предметаопределяется самое содержание его с существенной стороны. Общеепредставление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникаетпутем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьбанаправлений (номиналистического и реалистического), которая, в различныхвидоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направлениевполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения,второе, напротив, отождествляет П. с самым предметом и видит в развитииП. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П. трактуетоб определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логикаотличает объем П от его содержания, причем не совсем точно утверждает,что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержаниемП. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем больше,при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов,имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будетохватывать собою наибольшее количество предметов. Дробишь ("Logik", 2изд., стр. 190 - 200) показывает неточность обычной формулировкиотношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в болееточных математических терминах. По степени общности, П. могут бытьразделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделениеподдается в значительной мере специализации, определяемой характером техобъектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные,приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе.Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, чтоотвлеченное обозначает собою признак, конкретное - предмет. Это делениеП. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие инесоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на признакего, вторые - только на предмет или только на признак. Далее П. могутбыть разделены на положительные и отрицательные, относительные иабсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить овысших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П.,подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить отождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежелиговорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем,так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаютсяграфически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах ипредложениях); Ueberweg, "Logik". Э. Р.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОНЯТИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.