ПЛУТОВСКОЙ
ПЛУТОВСКОЙ ПЛУТОВСКОЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПЛУТОВСКОЙ

ПЛУТОВСКОЙ

ПЛУТОВСКОЙ
Плутовской Плутовской роман - ведет свое начало из Испании, где в 1553 г. (вБургосе) вышел в свет роман Мендозы: "Жизнь Лазарильо из Тормес, и егоудачи и неудачи", имевший громадный успех и переведенный на другиеевропейские языки; один из английских переводов выдержал 20 изданий. ВИспании произведение Мендозы вызвало целую серию подражаний, из которыхсамым замечательным является роман Матео Алемана: "Guzman de Alfarache"(1599 - 1605), в течении шести лет выдержавший 26 изданий и переведенныйна языки французский, английский, итальянский, голландский и др.; эторассказ о судьбе человека, который последовательно служит мальчишкою накухне, исполняет обязанности уличного посыльного, делается солдатом,нищенствует, поступает в пажи к кардиналу, становится игроком, служитвременно у французского посланника, несколько раз обворовываетдоверившихся ему людей, женится из-за денег, делается богатым купцом,потом разоряется, готовится к духовному званию, опять совершаетпреступление, но благодаря случайности, получает полное прощение ивыходит сухим из воды. роман написан очень живо, личность главного герояобрисована яркими красками, и вместе с тем перед нами раскрываетсянеобыкновенно интересная, в бытовом отношении, картина испанской жизнитого времени. Из др. образчиков испанского П. романа выдаются "PicaraJustina" доминиканского монаха Андрес Перес де Леона (1605), гдеописание плутовских проделок героини (в значительной степени навеянноеГусманом) соединено с нравоучениями от автора, "La vida del granTacano", Кеведо (1627), и особенно "Marcos de Obregon" Висенте Эспинеля(1618) - один из лучших романов в плутовском жанре. У "Лазарильо" и начужеземной почве явилось многочисленное литературное потомство; воФранции, напр., тип пройдохи, человека на все руки, всеми средствамипрокладывающего себе дорогу и встречающего на своем пути массуприключений, изображен в романе Сореля "Histoire comique de Francion"(1622), носящем явные следы испанского влияния. К тому же "gustopicaresco" восходит по прямой линии генеалогия знаменитого романа Лесажа"Жиль-Блаз", на который повлияли и "Лазарильо", и "Guzman de Alfarache "(Лесаж даже перевел это произведение по-французски), и "Marcos deObregon". Лесаж не был, однако, рабским подражателем; он внес втрадиционный П. роман много своего, несколько по другому обрисовалличность главного picaro - Жиль-Блаза, и в испанскую обстановку искусноввел изображение французской действительности. В Германии наиболее яркимобразом П. романа может быть назван "Simplicissimus" Гриммельсгаузена .Традиции gusto picaresco продолжали жить и в других европейскихлитературах, даже до новейшего времени; до известной степени к потомству"Лазарильо" и "Гусмана" принадлежат, напр., иные романы Фильдинга иСмоллета; "российский Жиль-Блаз" Нарежного и др. В русской словесностиXVII в. есть одно произведение, весьма похожее на западноевропейский П.роман; это "Повесть о Фроле Скобееве" - прекрасный образчик бытовогожанра, ярко отражающий русскую жизнь того времени; главный герой,плутоватый новгородский дворянин, ловко обманывающий всех, в том числе исвоего будущего тестя, Ордына-Нащекина - такой же "picaro", как идействующие лица испанских романов. - историколитературное значение П.романа состоит в том, что он открыл дорогу чисто реальному роману;излагая приключения своих героев, изображая попутно разнообразнейшиеобщественные слои и черты нравов, он приучал к воспроизведениюлитературою неприкрашенной действительности. Со временем плутовскойэлемент отступил на второй план, потом вышел из моды, изображениеворовских притонов, игорных домов и т. п. перестало интересовать публику- но традиции реализма, противопоставленные Плутовским романом всемуманерному и искусственному, продолжали жить в области повествовательноготворчества. - Ср. Стороженко, "Генезис реального романа" ("СеверныйВестник", 1891). Русский перевод "Лазарильо из Тормес", появившийсясначала в "Северном Вестнике", издан теперь отдельною книгою (СП б.1897). Ю. Веселовский. Плутократия (от ploutoV - богатство и crtia -власть;, иначе аргюрокраия, от arguroV - серебро) - формагосударственного управления, при которой власть принадлежит богатомуклассу, термин этот, употребительный в древности, в настоящее времяупотребляется редко, исключительно в смысле осуждения. Всего правильнееможно было бы применить его к государствам; в которых господствуетвысокий имущественный ценз (Италия, Бельгия до 1893 г., отчасти Англияпосле 1832 г. до двух последних парламентских реформ), но чаще онупотребляется по отношению к государствам, где богатые классы, не имеяформальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуютсяпреобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни(Соед. Штаты). Понятие, родственное П. - денежная олигархия. В. В - в, Плутон (Ploutwn, лат. Pluto == богатый) - бог подземногоцарства и смерти, носивший у греков также имя Аида (AidhV, 'AidwneuV ==невидимый или делающий невидимыми, т. е. уничтожающий людей). Пообычному греческому сказанию, П. - брат Зевса и Посейдона. При дележевселенной между братьями, после сообща всеми богами одержанной победынад титанами и гигантами, Плутону досталось в удел подземное царство ивласть над тенями умерших. Супругою П. является Персефона, вместе с нимпочитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самоеимя которого боялись произносить, заменяя его различнымиэвфемистическими эпитетами - между прочим и названием П., вошедшим вупотребление начиная с V в. и окончательно вытеснившим первоначальноеимя, еще исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою именипроизошла и перемена самого представления о П., значительно смягчившаяего безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием елевзинскихмистерий, ему стали приписываться качества бога плодородия, в связи смистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как быпогребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни вколосе) с загробною судьбою человека. Миф П., как бога нежеланного,страшного, не богат подробностями. Гомер, называющий его также ЗевсомПодземным, знает П. исключительно в качестве бога смерти и представляетего лично стерегущим врата своего царства. (pularthV). Здесь сразился сним Геракл, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера;Геракл ранил П. в плечо, бог должен был покинуть свое царство иотправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395сл.). В другой раз покинул П. преисподнюю для похищения Персефоны. Мифэтот - уже после гомеровского происхождения и локализировался вразличных местах древнего мира, особенно в Елевзине и Сицилии. Наконец,П. упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женоюЭвредикой и тронувшем своими песнями жестокие сердца П. и Персефоны. Вразличных сказаниях упоминается еще волшебная шапка П. (kuneh - собств.род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевавшего ееневидимым (ср. "Шапку невидимку" наших и немецких сказок). Ее надеваетПерсей, убивая Медузу, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не бытьузнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает головуГермеса. Культ П. встречался в Греции не часто. Собственно емупосвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаяхкульт П. соединен с культом других хтонических божеств, при чем П.является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшногобога смерти. Места почитания П. локализировались обыкновенно близглубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело"входы в подземное царство". В жертву П. приносился обыкновенно черныйскот. Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, вобщем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось уримлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус, обрекая себя вжертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени П. Изображения П.сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Онизображается в типе весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом вруке, иногда с рогом изобилия. У ног П. на одной статуе сидит Цербер. А. Щ.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПЛУТОВСКОЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.