ПЛОЩАДЬ
ПЛОЩАДЬ ПЛОЩАДЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПЛОЩАДЬ

ПЛОЩАДЬ

ПЛОЩАДЬ
Площадь Площадь - часть поверхности, ограниченная каким-либо замкнутымконтуром. Величина П. выражается числом заключающихся в ней квадратныхединиц. Вычисление П. производится с помощью приемов, излагаемых вгеометрии и приложении интегрального исчисления к геометрии. Плутарх(PloutarcoV, ок. 46 - 120 г. по Р. Хр.) - знаменитый греческий моралист,родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образованиев Афинах, где примкнул к академическому философу Аммонию. Ему удалосьпобывать и в Александрии. Он учился физике и естественным наукам, вмолодости занимался и риторикою, но вскоре отстал от ее и, какприверженец Платона, находился в решительной вражде с общимсофистическим направлением своего века. В Риме он бывал несколько раз;впервые пришел он туда еще молодым человеком при императоре Beспасиане.Он достиг некоторого влияния при дворе императоров, есть известие, чтоТраян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в управлении провинциейруководились указаниями П. Адриан также покровительствовал ему, ноизвестие о том, что П. был воспитателем этого императора, вымышлено всредние века. В родном своем городе П. был избираем смотрителем построеки архонтом; может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами П.поддерживал тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он былпримерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился вдружбе и переписке со многими римлянами и греками. большую часть своегодосуга он уделял обучение сыновей и других молодых людей, не устраивая,однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи егосочинений. Большая часть его сочинений дошла до нашего времени; ониочень многочисленны. Как видно из каталога некоего Ламприи,предполагаемого ученика П., в древности насчитывалось их всего 210.Сохранившиеся произведения П. делятся на два главных класса: биографииили исторические труды и философскопублицистические сочинения, известныепод общим названием "HJika" или "Moralia". Из первой группы дошло до нас46 параллельных биографий, к которым примыкают еще 4 отдельныхжизнеописания (Артаксеркса, Ареста, Гальбы и Отона); несколько биографийутеряно. Соединение двух параллельных жизнеописаний - биографии грека сбиографиею римлянина - соответствовало давнему обычаю биографов,заметному еще у Корнелия Непота, и притом очень подходило к взглядам П.,который всей душой был предан прошлому своего народа, но охотнопризнавал изумительную силу римской государственности и одинаково считалв числе своих ближайших друзей и греков, и римлян. В большинстве парпричина соединений понятна сама по себе (соединены, напр., величайшиеораторы - Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели - Ликург и Нума,знаменитейшие полководцы - Александр и Цезарь). У 19 пар П. дает еще, взаключение биографий, краткое указание общих черт и главнейших различийсравниваемых мужей. Автор нигде не является историком, критическиисследующим факты; его цель - дать философские характеристики,представить данную личность возможно всесторонне, чтобы нарисоватьпоучительную картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их кпрактической деятельности. Этою целью объясняется большое количествофактов из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумныеизречения, изобилие моральных рассуждений, разнообразные цитаты изпоэтов. Недостаток исторической критики и глубины политической мысли немешал и до сих пор не мешает биографиям П. находить многочисленныхчитателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием, ивысоко ценящих теплое гуманное чувство автора. Как бы дополнением кбиографиям являются "Апофегмы царей и полководцев", к которым врукописях присоединяется подложное письмо П. к Траяну и столь жеподложные мелкие собрания разных иных "апофегм". Некоторое отношение кистории имеют и описания странных обычаев римлян и греков,заимствованные П. у Варрона, Аристотеля и других, а также несколькориторических опытов об афинянах, Александре Вел., римлянах. Философскиесочинения П. называются обыкновенно "моральными" (Moralia); есть междуними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные иестественно-исторические. По форме, между этими трактатами преобладаютдиалоги. Мы имеем здесь прежде всего ряд сочинений, в которых даютсяпедагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятиюфилософскими науками. Далее, несколько сочинений посвящено объяснениютрудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами.Диалог "Против Калота", многочисленными своими выдержками из Гераклита,Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев, весьма важен для историигреческой философии. Специально этике посвящено П. около 20 сочинений,являющихся, в большинство случаев, как бы проповедями, в которых авторстарается "научить добродетели" множеством примеров из жизни и цитат изпоэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки. На определенныеслучаи написаны П. три "утешительные речи" (paramuJicoi): одна ксобственной его жене, по случаю смерти дочери, другая к изгнанному изродины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у П. всегда тесносвязывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и ксогласованию их с философией. П. восставал против суеверий, а так же ипротив атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики иаллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богатсодержанием диалог :"О позднем наказании безбожника", подобно "Политии"Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. Ктеософическим сочинениям П. относится также диалог "О демонионеСократа". Из естественноисторических сочинений П. наиболее значителендиалог "О видимом на диске луны лице", в котором сохранены любопытныеизвестия о предшественнике Коперника, астрономе Аристархе Самосском.Характерны для П. его сочинения о животных, в душевную жизнь которых онпытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных.П. был врагом эпикурейского принципа "LaJe biwsaV" ("живи в тиши") инастаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На этутему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваныслучайными поводами. Основою государства П. считал семью, восхвалениюкоторой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются "Gamicaparaggelmata". П. принадлежат также комментарии к Гезиоду, Арату иНикандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте,сравнение Аристофана с Менандром и важный для истории диалог "PerimousichV", с большими выдержками из лучших писателей о музыке,Аристоксена и Гераклита. Более всего отразилась личность П. в его"Застольных беседах" (Sumposiaca), которые, в 9 книгах, даютнепринужденные рассуждения о самых разнообразных предметах: обудобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о числемуз, о видах танцев и т. д., при чем все эти рассуждения переплетаются собильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков. К Sumposiaca врукописях П. примыкает "Пир семи мудрецов", принадлежащий П., как теперьдоказано, столь же мало, как и "Биографии 10 ораторов", "ЖизнеописаниеГомера", сочинения "О догматах философов", "О реках" и мн. др. соч.,раньше приписываемых Плутарху. П. был характерный представитель многихлучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства -добродушная искренность, нравственная теплота; спокойная умеренность всуждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современнойему Эллады отразилось, однако, и на нем: он далек от свободолюбивыхмечтаний и горячего стремления вперед, консервативен во всех своихвоззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни вчем даже и не старается пролагать новых путей. О сравнительныхдостоинствах рукописей П. см. критические аппараты к изданиям Reiske(Лпц., 1774 - 82), Sintenis ("Vilae", 2 изд., Лпц., 1858 - 64);Wyttenbach ("Moralia", Лпц., 1796 - 1834), Bernardakes("Moralia", Лпц.1888-95), также Treu, "Zur Gesch. d. Ueberlieferung von Plut. Moralia"(Бресл., 1877 - 84). Словарь плутарховского языка - при назв. изданииWyttenbach'a. О жизни П. скудные сведения дает Свида. Из новых соч. ср.Westermann, "De Plut. vita et scriptis" (Лпц.. 1855); Volkmann. "Leben,"Schriften und Philosophie des Plutarch" (Б., 1869); Muhl,"Plutarchische Studien" (Аугсбур, 1885) и др. Из переводчиков П. нановые европейские языки особою славою пользовался Амио . На русский языкП. стали переводить еще с прошлого века: См. переводы Писарева,"Наставления П. о детоводстве" (СП б., 1771) и "Слово о не преступающемлюбопытстве" (СП б., 1786); Ив. Алексеева, "Нравственные ифилософические сочинения П. " (СП б., 1789); Е. Сферина, "0 суеверии"(СП б., 1807); С. Дистуниса и др. "Плутарховы сравнительныежизнеописания" (СП б., 1810, 1814 - 16, 1817 - 21); "Жизнеописания П. "под ред. В. Герье (М" 1862); биографии П. в дешевом изд. А. Суворина(пер. В. Алексеева. т. I - VII) и под заглавием "Жизнь и дела знаменитыхлюдей древности" (М., 1889, 1 - II); "Беседа о лице, видимом на дискелуны" ("Филол. Обозрение" т. VI. кн. 2). Ср. исследование Я.Елпидинского "Религиознонравственное мировоззрение ПлутархаХеронейского" (СП б., 1893). А. М. Л.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПЛОЩАДЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.