ПАУПЕРИЗМ
ПАУПЕРИЗМ ПАУПЕРИЗМ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАУПЕРИЗМ

ПАУПЕРИЗМ

ПАУПЕРИЗМ
Пауперизм Пауперизм (от латинск, слова pauper - бедный) - есть явление массовойбедности; под бедностью же разумеется такое состояние лица, когда оно неимеет самых необходимых средств для поддержания своего существования.Массовая бедность появляется в человечестве с тех пор, как возникаетзначительное неравенство в распределении богатств. Причины, вызывавшиеП. в ту или другую эпоху, оказываются различными. В древности и всредние века главными причинами П. являлись 6едствия, вызываемыестихийными силами природы - неурожаи, эпидемии, наводнения, пожары, атакже войны и дурное управление. Некоторые исторические эпохи особенноотличались развитием П. Таково время упадка римской республики, а такжеимперии, когда в Риме сосредоточивалась масса безработного и неимущеголюда, получавшего от правительства хлеб и мясо. При Юлии Цезаре, послевойны с Помпеем, в Риме насчитывалось свыше 300000 лиц, живших этимираздачами (1/5 населения); при Августе их было 200000 чел. В средниевека можно считать почти все крепостное сельское население находившимсяв состояли бедности: малейшей причины было достаточно, чтобы вызватьсреди него голод и другие проявления жестокой нужды. Частые войныопустошали европейские государства и разоряли жителей; тяжелыегосударств, налоги и повинности в пользу помещиков отягощали крестьян изаставляли их напрягать все силы для поддержания своего скудногосуществования. Особенно тяжелой эпохой в средние века была средина XIVв. - время появления чумы ("черной смерти") в Англии, Франции и др.европейских государствах. 6 новой истории такими эпохами были:царствование Людовика XIV, когда, по словам Вобана, 1/10 французскогонаселения занималась нищенством, а 1/2 находилась на краю нищеты; XVIIв. в Англии; время после 30 летней войны в Германии, эпоха первойфранцузской революции (в Париже считалось в 1789 г. 116000зарегистрированных бедных на 510000 жит.) и т. д. С развитием в XIX в.крупной промышленности П. принимает новые формы, становясь сопутствующимэлементом нового капиталистического строя. С одной стороны, фабричноепроизводство требовало в разные периоды различного количества рабочихрук, в зависимости от размеров производства, обусловливаемого спросом нарынке; временами часть рабочих лишалась, поэтому, заработка и переходилав ряды бедных. С другой стороны, непрерывный прогресс техники уменьшалчисло необходимых для ведения производства рабочих, что такжеувеличивало контингент безработных и бедных. Особенно резкие проявленияпауперизма замечаются в периоды промышленных кризисов, когда нормальныйход производства останавливается и огромные массы рабочих остаются беззанятий и без хлеба. Подтверждением этому служит тот факт, чтонаибольшее Число бедных встречается в городах, особенно в крупныхпромышленных и торговых городах. В то время как в Германии вообще бедныесоставляли, по данным переписи 1885 г., 3,4 % населения, в Гамбурге онисоставляли 9,66 %, в Берлине 6,63 %, Бремене 6,84 %; вообще, в городах счислом жителей более 100000 было 6,9 % бедных, в городах с 50000 -100000 жит. 6,31 %, в городах с 20000 - 50000 жит. - 5,53 %, в городах с10000 - 20000 жит. - 4,93 % и т. д. В Париже в 1883 г. призрениюподлежало 7,5 % населения, тогда как в всей Франции призреваемыесоставляли 4,7 % населения. Кроме указанной главной причины П.существуют и другая. И в настоящее время стихийные силы природы могутпорождать резкие проявления массовой бедности (напр. при засухе илинаводнении). Что касается тех причин, которые вызывают бедность вконкретных. случаях (инвалидность, пьянство и другие личные пороки,болезнь, чрезмерное Число детей и т. п.), то эти причины, увеличиваячисло бедных. могут только поддерживать и развивать П.. но не могутсоздать его. Исследование размеров П. являлось бы чрезвычайножелательным, особенно в видах организации рациональной борьбы с этимзлом. Такая задача, однако, не по силам статистике: нельзя исчислитьвсех нуждающихся, по отсутствию достаточно определенных признаковпринадлежности к этой категории. Приходится, по неволе, ограничиватьсяконстатированием числа лиц, подлежащих общественному призрению.Полученные таким образом цифры. не дают полной картины П., так как массануждающихся, особенно из среды рабочего населения, не подвергаетсяисчислению; тем не менее, они доставляют некоторые основания длясравнений во времени и пространстве. В Германии в 1885 г. произведенаспециальная статистика бедных, получающих пособия. Всего их оказалось1592385 чел. (8, 4 % населения), из которых 323066 чел. призревались вразных учреждениях, а 1269320 чел. получали пособия на дому. Из общегочисла бедных 27,9 % впало в бедность вследствие болезни, 2,4 %вследствие увечья, 17,3 % вследствие смерти кормильца семьи, 14,8 % постарческой слабости, 12,4 % вследствие физических и духовныхнедостатков, 7,2 % вследствие большого числа детей, 6 % из-забезработицы, 1,4 % вследствие нежелания трудиться и т. д. Процент бедныхвследствие безработицы поднимается в больших городах с неустойчивымизаработками (26,3 % в Гамбурге, 26,4 % в Любеке). При переписи занятий14 июня 1895 г. и при переписи населения 2 декабря 1895 г. былапроизведена статистика безработных. Процент безработных к общему числу населения был 0,34 % в июне 1895г. и 1,06 в декабре 1895 г. Итак, процент безработных зимой гораздобольше, чем летом. Если включить безработных вследствие болезни, точисло безработных составляет 14 июня 1895 г. 229352 чел. (0,58 % всегонаселения Германии и 1,89 % всего числа рабочих), 2 декабря 1895 г. -771005 чел. ( 40 % всего населения и 4,88 % общего числа рабочих).Наибольшее Число безработных падает на крупные города, напр. Берлин (виюне 2,33 % всего населения, в декабри 3,42 %), Гамбург (в июне 2,6 %всего населения) и др. В Австро-Венгрии Число вспомоществуемых лиц было в 1892 г. 395398 (втом числе 117286 детей в приютах и т. п. учреждениях), что составляет 1% населения. Во Франции в 1892 г. бедных, пользовавшихся пособиями, было1847161 чел. (4,7 % населения), в том числе 123197 детей. В Нидерландахчисло их равнялось в 1892 г. 2З818 чел. (5,4 % населения). В Швециичисло бедных составляло в 1893 г. 252652 (5,5 % населения), в Норвегии в1892 г. 78681 (4,1 % населения). В Англии и Уэльсе пауперов считалась в1896 г. 827217 (216372 чел. в рабочих домах, 610345 чел. призреваемых надому), в Шотландии 99520 чел., в Ирландии 98627 чел., что составляет впроцентах к населении" 3,9 %, 2,6 % и 1,9 %. а вообще по Великобритании2,9 %. В Соединенных Штатах Северной Америки бедных, находившихся вдомах призрения, было в 1890 г. 73045 чел. (0,14 % населения);американские писатели считают бедных около 300000 чел. Большие спорывозбуждает вопрос о том, увеличивается ли П. или уменьшается. Точноеисследование этого вопроса невозможно. Там, где Число вспомоществуемыхбедных регистрируется с давних пир; оно оказывается колеблющимся погодам. Исследователями отмечена прямая зависимость этих колебаний откризисов и безработицы. Постоянного возрастания числа бедных незамечается. Это видно, напр., из следующих цифр. Число бедных составлялов Англии в 1850 г. 881206 чел., в 1881 г, 803126 чел., в 1890 г. 787545чел., в 1892 г. 754485 чел. В Нидерландах процент бедных по отношению ковсему населению был в 1883 г. 5,13 %, в 1885 г. 4,94 %, в 1888 г. 5,12%, 1891 г. 4,38 %. В России - массовые проявления бедности являются досих пор результатом преимущественно действия стихийных сил природы -засух, пожаров, наводнений и пр.; как явление, сопровождающее развитиекрупной индустрии, П. известен только в немногих крупных, городах. Этообъясняется тем, что большая часть фабричных рабочих все еще связана,так или иначе, с землей и имеет возможность, в случае безработицы,вернуться в деревню. Наибольшая бедность сосредотачивается в деревнях,где она принимает, как например в 1891 г., острые формы. Никаких общихстатистических данных о числе призреваемых или вспомоществуемых бедныхдля России не имеется. Литература: "Опыт о народонаселении" Мальтуса впервые в конце XVIIIв. поднял вопрос о П., но разрешал его весьма односторонне. Особенноевнимание П. привлек в 40-х годах, когда нужда стала во многих странахобостряться. К этому и позднейшему времени относятся соч. Воsanquet,"The rights of the poor"; DeGerando, "De la bienfaisance publique";Moreau-Christophe, "Du probleme de la misere"; Marchand, "Pauperisme";Laing, "National distress"; Clement, "Recherches sur les causes del'indigence"; Baron, "Pauperisme"; Carau, "Pauperisme" и др. М. С-в Пафос и патетическое (от греч. paJoV - страдание и страсть). -Разнообразие значений этого слова в греческом повлекло за собойразличный применения его в научной терминологии и в обыденной речи. Сточки зрения школьной теории словесности, заимствовавшей этот взгляд изриторики, обособленная и помещаемая перед заключением речи "частьпатетическая", где оратор "действует не на ум, а на чувство слушателей",считается необходимым элементом произведения ораторского искусства,отличающим его от обыкновенного рассуждения. Классическая риторика, влице Лонгина и Квинтилиана, занимаясь разграничением сопредельныхпонятий возвышенного и патетического, пришла к следующим выводам.Патетическое может совпадать с возвышенным, но понятия эти нетожественны. Патетическое есть вид трогательного в широком смысле слова:выражение аффектов (эмоций) не слабых и нежных - что относится к областитрогательного в узком смысле (rubrend, touchant), a сильных,потрясающих. Характерными чертами ораторской речи является не отдельнаяот логических доводов "часть патетическая", а проникающий всю речь духимпровизации, творчества в момент произнесения, обусловленное этойимпровизированностыо волнение, увлечение непосредственным общением смассой слушателей и возможность подвинуть их к неотложному решению.Выделять элемент патетический в особую часть теории красноречия непредставлялось, поэтому, никакого основания. С иным пониманиемпатетического мы встречаемся в теории трагедии, созданной Аристотелем.Одним из существенных элементов трагической фабулы он считал страдание,которое определял как "действие, причиняющее гибель или боль, напр.всякого рода смерть на сцене, сильная боль, нанесение ран и все томуподобное". В связи с теорией очищения (катарсис) и требованием оттрагедии возбуждения в зрителях страха и сострадания, Аристотель считалдостойными трагедии только те страдания, которые "возникают средидрузей, напр. если брат убивает брата, или мать сына, или сын мать, илиже намеревается убить, или делает другое что-либо в этом роде". Новаятеория драмы (Freytag и др.), перенеся центр тяжести в личность героятрагедии; почти отказалась от термина: патетическое, обыкновенноотожествляя его с трагическим; но еще Шиллер, посвятивший патетическомуэлементу в искусстве одно из наиболее удачных своих эстетическихрассуждений ("Ueber das Pathetische"), видел в патетическом обособленнуюкатегорию. По его мнению, изображение страдания только как страданияникогда не составляет цели искусства. Конечная цель искусства -воспроизведение внутренней жизни человека ("сверхчувственного"):искусство трагическое в особенности достигает этого тем, что делает длянас наглядной независимость нравственного начала в состоянии аффекта, отзаконов природы. "Мы распознаем существованиe в нас свободного началатолько из противодействия, которое оно обнаруживает относительно силычувств. Существо чувственное должно страдать глубоко и жестоко, тутдолжен быть П. (в греч. смысле), дабы разумное существо могло при этомобнаружить свою независимость". Итак, для Шиллера в патетическомсоединяются три элемента: страдание, нравственная высота страдающегосущества и, наконец, его сопротивление, борьба с страданием. Этоопределение Шиллера наиболее приближается к обыденному представлению опатетическом. А.Г-д.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАУПЕРИЗМ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.