ПАТРОЛОГИЯ
ПАТРОЛОГИЯ ПАТРОЛОГИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАТРОЛОГИЯ

ПАТРОЛОГИЯ

ПАТРОЛОГИЯ
Патрология Патрология (от pathrV и logoV) - учение об отцах церкви. Теперь П.часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер исодержание последней, называются П. (напр. "Patrologie" Мёлера и"Palrologie" Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось полноесистематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукоюбогословскою, П. же имела главным предметом биографические икритико-библиографические исследования об отцах церкви и их творениях, атакже издания текста этих творений, что относило ее в область церковнойистории или истории литературы. В этом смысле П. имеет развившуюся напространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в"Церковной истории" Евсевия Кесарийского, в которой сообщаютсяэпизодически сведения о сочинениях многих отцов церкви и церковныхписателей. Первым специальным сочин. по П. было: "De viris illustribus"Иеронима Стридонского, доведенное до Златоуста и для церкви христианскойсделавшее тоже самое, что сделали Светоний и Плутарх для мираязыческого. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана иЦельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно былопереведено на греч. язык и еще в древности было известно и на Востоке.Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима доконца V века, а Исидор Севильский - до 610 г.; Ильдефонс Толедскийснабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий(890) в своей "Библиотеке" или "muriobiblion" дает уже не один перечень,но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками болеезамечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих.Затем заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский иЗигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII века, несколько дополнительныхзамечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г. Иоанн Триттенгейм, аббатспангеймский, издал сочинение: "De scriptoribus ecclesiasticis. ОбертMyrec дополнил его. Все исчисленные сочинения собраны в одно изданиеАльбертом Фабицием (Гамбург; 1718 г.). Семнадцатый век открывает новуюэру в П. В область ее вводится критика и с этого времени она принимаетхарактер научный. В 1613 г. Роберт Беллармин издал сочинение: "Descriptoribus ecclesiasticis". В 1633 г. явилось издание Галлуа (PierreHalloix): "Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate eteruditione floruerunt" (Дуэ). Бенедиктинец Николай Нурри в 1703 - 1715гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об отцах четырех первых веков иих учении: "Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum etantiquorum scriptorum ecclesiasticorum". Еллий Дюпен в 47 томах издал"Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques" (П., 1686 - 1711).Более прагматич. изложение патрологич. материала дал Дом Геми Селлье, в"Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques" (Париж, 1729 -1763; в 1860 - 1865 гг. это сочинение, исправленное и дополненное,корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению,как необходимому для патрологов и в настоящее время пособию, следуетприсоединить Тильемона ("Memoires pour servir a l'histoireecclesiastique des six premiers siecles", П., 1693). В XVIII в. для П.наступает период монографий. В 1789 - 99 гг. бенедиктинец Люмпер издалпрагматический курс П. : "Histoire theologique et critique de la vie,des ecrits et de la doctrine des ss. Peres et d'autres ecrivainsecclesiastiques", ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в1828 г. издал "Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne" (доXV в.). Все это - труды католиков; протестанты игнорировали эту область;лишь W. Cave, в 1677 г., издал "Scriptorum ecclesiasticorum historiaIitteraria" (Жен. 16949; Оксф., 17403; Базель, 1741 - 5) и написал"Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries"(Оксфорд, 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в.Менее замечательно сочинение Казимира Oudin: "Commentarius descriptoribus ecclesiasticis" (1722; до IV в.). Одною из главнейших задачпатрологов было издание самых текстов творений св. отцов в подлиннике.На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен"Patrologiae cursus completus" аббата Миня, состоящий из 161 тома сериигреческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найденомножество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется цепнымпо обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти длякаждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в немлучших монографий прежнего времени. Ряд новейших изданий , по лучшимспискам, восполняет и исправляет П. Миня. Сочинения так называемых"мужей апостольских" изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенниявключительно), в 1876 - 77 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866- 1877 (изд. Гильгенфельдта, "Novum testamentum extra canonem") и в 1878г. (изд. Функа). Апологеты изданы в "Corpus apologetarum" Отто (2-е изд.1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданымехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св.отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполнезначения: "Magna bibliotheca veterum Patrum" (изд. (de la Bigne, Пар.,1575 г. и 1654 г.), "Maxima bibliotheca veterum Patrum" (Леон, 1677),"Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum", Галанди (1763; 380писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы вИннсбруке "SS. Patrum opuscula selecta" (41 т.). В 1875 - 1884 гг.кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целыхсочинений отцов II - IV в., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66церковных писателей от первых четырех веков. известных по историческимупоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены. Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разныхбиблиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, "Les saintsarcanes des bibliotheques celebres devoiles" (1868; в этом же трудепомещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотекиHervart'a и базельской) Ehinger'a; Th. James, "Chois de manuscritsd'Oxford et de Cambridge" (1600); Thomassini для библиотек Падуанской(1639) и Венецианской (1640); Barvoet - для Эскуриальской (1648);Spannheim - для Лейденской (1674); Haeschel - для Венской (1605); Ernst - для Медичийской во Флоренции (1641).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАТРОЛОГИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.