ПАТРИОТИЗМ
ПАТРИОТИЗМ ПАТРИОТИЗМ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм Патриотизм - любовь к отечеству. Когда собирательная жизньчеловечества держалась на кровной связи между членами отдельныхнебольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувствомсемейным. Такой первичный П. рода или племени совместен и с кочевымбытом. При переходе племен к оседлому земледельческому биту, П. получаетсвое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Эточувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новыйэлемент Я. - привязанность к своей культурной среде или к роднойгражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, какприродного чувства, соединяется его нравственное значение, какобязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям,расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становитсяобязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которыхродители произведи бы только физическое существо, но не могли бы датьему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознаниесвоих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнениеобразуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение.Отечество не было только географическим и этнографическим термином - онобыло вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было болееили менее отдаленною трансформацией умершего родоначальника. Такимобразом служба родине была деятельным богослужением, и П. совпадал сблагочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как такая,создавалась культом: отечество было землею отцовских богов, и потомубеглецы, уносившие с собою этих богов, через них основывали новоеотечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством длязавоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизмразличных культов, преобладавший у эллинов, также содействовалослаблению местного П. К концу древнего мира греческое смешение иримское поглощение привели к образованию двоякого П., окончательноупразднявшего этнографические и географические границы: П. общейгосударственности (воплощенной окончательно в лице императора, накоторого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозноезначение общего отечества) и П. высшей культуры. У евреев П. хотясохранял преобладающий религиозный характер, но при этом стал такжеуниверсальным. Через духовную работу пророков еврейского народ дошел досознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всеммиром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должнобыло погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божием. Кпознанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этимосвящался П. национальный, но лишь под условием всечеловеческойсолидарности, т. е. как любовь к своему народу не против других, авместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознаниябольшинством человечества этого высшего требования нужен был еще неокончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладаниемисключительно национального П. и враждебного соперничества народов. Всредние века народная вражда не имела принципиального значения, уступаятеократической идее (царства Божия), в двух ее историческихматериализациях - церковной (папство) и государственной (империя).Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительноподчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсальногопорядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическоесамоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исаия виделспасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриотИталии, Дант, призывал для спасения своего отечества немецкогоимператора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувствоярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Жанны д'Арк. Столетняявойна французов с англичанами не имела принципиального характера вдругих отношениях: в религиозном - обе стороны принадлежали к одной итой же церкви, в политическом - к одному и тому жефеодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и теже; война представлялась сначала лишь династическою борьбою Валуа иПлантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужиминародным характером мало по малу пробуждали у французов ревнивое чувствосвоей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи. Жаннад'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальномупатриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметьсреди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетиемпоздние возбуждение национального П. в борьбе с чужеземною церковноювластью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значениемэтой власти, которое для многих перевешивало национальные требования.Вследствие этого произошел раскол между немцами католиками: и немцамипротестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только в XIXв., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы заполитическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом вборьбе с чужими элементами развивался национальный П. и в другихстранах. В настоящее время он достигает, по видимому, своегокульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции - П.,для большинства нации, заменил собою религию. Первоначально отечествобыло священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно самопризнается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайнеймере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такоеидолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическоювраждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческомпроцессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющихчеловечество, так что исключительное национальное обособление становитсяфизическою невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготовляются кусвоению новой, истинной идеи П., выводимой из сущности христианскогоначала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своемуотечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в техвысших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы". Вл. Соловьев Патристика (от pathr, pater) - одна из богословскихнаук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов церкви исистематическое изложение содержащегося в них учения. В христианскойцеркви название "отца" усвояется, еще со времен апостолов, вообщепастырям церкви. В более специальном смысле название "св. отцов церкви"усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставилиизложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своемуруководству. Из ряда "отцов церкви" особенно выделяются "вселенскиеучители", имеющие наивысший личный авторитет в церкви, как оказавшие ейособые услуги защитою, формулированием и разъяснением догматов веры. Ввосточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому, ГригориюБогослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому , на Западе, -кроме того Иерониму Стридонскому, Августину Гиппонийскому, АмвросиюМедиоланскому и папе Григорию Вед. Кроме того, западная церковь имееттак наз. doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, ФомаАквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий Пуатьерский (с 1852г.), Франциск Салийский (с 1875 г.). Некоторые богословы ограничиваютсуществование в церкви "отцов церкви" известным периодом времени; наВостоке - от начала церкви до Иоанна Дамаскина ( 754 г.), на Западе - доГригория Великого включительно ( в 601 г.); по мнению других - до XIIIв. Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время можетвозвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточнаяне имеет писанного канонического постановления по этому предмету, нобогословы и патрологи большею частью думают, что так как церковь всегдаодна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, тов ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиямисвятоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов церкви", посуду самой церкви. По этому-то в русской П., напр. ФиларетаЧерниговского ("Историческое учение об отцах церкви"), излагается ирассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее егобывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в ликеканонизированных святых и согласие с учением церкви считаются на стольконеобходимыми для причисления к отцам церкви, что даже такие великиебогословы христианского мира, как Климент Александрийский, Оригень,Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются "отцами церкви", а лишьцерковными писателями; восточная церковь не удостаивает этого титулаИеронима и Августина, как не канонизованных ею в качестве святых.Литература П., в смысле науки, занимающейся систематическим изложениемучения св. отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скуднаполными систематическими курсами, содержащими в себе полное изложениеучений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе некотороезначение книги Бонавентуры, "De optima legendarum ecclesiae patrummethodo" (ХII в.), и Daille, "De usu Patrum" (1618). Лучшая изсовременных П. - "Patrologie" Мёлера, "Patrologie" Альцога; Boehringer,"Kirchengeschichte in Biographien" (1873); Ebert, "Geschichte derchristl. Catholisch. Literatur" (1874). Единственная система П. врусской литературе - "историческое учение об отцах церкви" Филарета,apxиеп. Черниговского собственно патрология, а не П. Более или менееобщий недостаток всех современных систем П. - недостаток генетическогометода при изложении святоотеческих учении, т. е. выяснения отношенияучения одних к учению других (напр. западных к восточным),преемственности и последовательности развития богословских идей изависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных П.представляет более механически сбор патристических монографий, чемсистему.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАТРИОТИЗМ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.