ПАСТОРАЛЬ
ПАСТОРАЛЬ ПАСТОРАЛЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАСТОРАЛЬ

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТОРАЛЬ
Пастораль Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз. особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в IIIв. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е, желание противопоставитьшумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природежизни пастухов, пробивается однако, у Феокрита довольно слабо; онизображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их -исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту подражали греческиепоэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклогикоторого проникнуты не только пасторальной, но и политическойтенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр,относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя вэтой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем неменее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает,что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее кближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллыДиона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя",приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу. Древнейшийпамятник пасторальной поэзии на Западе Европы - "Амето", Боккаччио(1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный -нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесьс элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте ипревратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение испиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается быть пастухов иохотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной,городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке"Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее впредисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тенизеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры,сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечновыше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т.д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимыйнесчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел, на вершине горыПартения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи,упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а попраздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этихразвлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговорыпастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простомубыту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платьепастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, "Аркадия"имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI в, около 60изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее очень хорошознал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадииособенно заметно в двух драматических пасторалях: "Aminta", ТоркватоТассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании "Аркадия"послужила образцом самому популярному пастушескому роману - "Диане"Монтемайора. Под влиянием "Аркадии" и "Дианы" с одной стороны ирыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию" (1580)Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших вней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти невыпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближеннымпоэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которойнапоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницейпастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Гринаи Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из ее заимствовал Шекспирэпизод о Глостере и его сыновьях в "Короле Лире". Одному месту в"Аркадии", заключающему себе характеристику завистливого человека,подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастьяПамелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман"Памела". В 1610 г. вышел в свет вдохновленный "Дианой" Монтемайоралучший из французских пастушеских романов - "Астрея", Оноре д'Юрфе.Успех этого романа был колоссальный: в пастухах и пастушках "Астреи"узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. Когда в 1616г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора шла всеcrescendo. Имя главного героя "Астреи", Селадона, сделалосьнарицательным именем нежного и послушного любовника. Некоторыевосторженные поклонники "Астреи" доходили до того, что нарочноотправлялись в Форез - место действия романа - и доставляли себенаслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновлялаавтора. Слава "Астреи" не ограничивалась одной Францией: в 1624 г.д'Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами ипринцессами, которые приняли имена героев и героинь "Астреи", устроилина манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников ипросили автора принять в этой академию имя Селадона, так как никто изних не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский романво Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пасторальищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает вовсей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера,нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений АндрэШенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить вышепосредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, сталаставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит измоды, но и совершенно прекращает свое существование. Литератора. Fontenelle, "Discours sur la nature de l'Eglogue" (П.,l688); Villemain, "Tableau de la Littеrature аu XVIII Siecle";Saint-Mare Girardin, "Cours de la Litterature Dramatique" (LeconXLII-LIV); Rohde, "Der Griechische Roman" (Лпц., 1876); Кирпичников,"Греческий роман в новой литературе" (Харьков. 1876); Dunlop, "Historyof prose Fiction" (новое изд. Вильсона, Л., 1888); Гаспари, "Историяитальянской литературы" (рус. перев., т. 2-й. М., 1887); Тикнор,"История испанской литературы" (рус. перевод, т. I и II); Windisclield,"Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625" (Гейдельберг, 1895). Н. Стороженко. II. Пастораль (pastorale франц. и итал., пастушеский, сельский) - вмузыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюдаотносятся, напр.: а) пасторальная музыка - небольшая пьескапреимущественно в 6/8, 9/8; b) пастушеская веселая песня (pastorello);с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленномтемпе; d) небольшая опера, пантомима или балет, где главнымидействующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец, е) симфония,в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая(пасторальная) симфония Бетховена.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАСТОРАЛЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.