ПАРФЕНОН
ПАРФЕНОН ПАРФЕНОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН
Парфенон Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвященный покровительницеэтого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (oparJneoV). Онкрасовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где передтем стоял не вполне достроенный храм той же богини, заложенный еще донашествия персов, вероятно, при Пизистрате, и разрушенный во времяопустошения города Ксерксом. По окончании персидских войн, в правлениеПерикла, приступили к сооружению, на месте прежнего святилища, нового,более обширного и роскошного храма, при чем пущено в ход искусстволучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства.Строителями П. называют Иктина и Калликрата; первому, по-видимому,принадлежал проект этого здания, а второй заведывал производствомстроительных работ. Велики скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали запостройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. до Р. Хр.На прямоугольной платформе (в 68,4 м. длины и в 30,38 м. ширины),сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторонподниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийскогомрамора величественный периптер дорического стиля с восемьюканнелированными колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью вкаждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м., диаметр их разреза внижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой, сам корпусхрама был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной изападной, стороны по портику о шести колоннах меньшей величины: ввосточном портике, составлявшем пропаос, находился вход во святилище;западный портик служил задними сенями, так наз. постикумом. Оба портикабыли загорожены железными вызолоченными решетками, устроенными междуколоннами. Внутренность храма состояла из двух частей: из так наз.целлы, длиной в 100 фт. (отсюда - другое название П., Гекатомпедон, т.е. стофутный храм) и из заднего, менее обширного помещения илиописфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний,широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн,стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную измраморных плит крышу и устроенную в ней гипферу над серединой главногонефа. В глубине этого последнего, под сенью горизонтального потолка,красовалась колоссальная статуя Афины, одно из великолепнейшихпроизведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, новеличественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе,находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась леваярука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигураПобеды, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокийшлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурамигрифов. Вокруг копье, внизу, обвивалась змея - эмблема мудрости. Навнутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а навнешней - битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини былиукрашены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя былавышиной в 26 локтей и исполнена на деревянной основе из чистого золота ислоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части , всеже остальные части были золотые. Описфодом храма, лежавший позади целлы,представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефамипосредством двух небольших дверей; большая дверь вела из него в заднийнаружный портик; потолок этого помещения поддерживали четыре колонны.Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как игосударственная казна и важные общественные документы. Великолепныескульптурные работы, исполненные Фидием и учениками этого мастера подего руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоихфронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне -рождение Афины из головы Зевса, а на западном - спор Афины с Посейдономиз-за обладания Аттикой. На архитраве всего перистиля висели золотыещиты; метопы фриза, в числе 92, были заняты мраморными плитами сгорельефными изображениями сцен борьбы кентавров с лапифами,гигантомазии, битв амазонок и эпизодов троянской войны. Внешние стеныцеллы и описфодома украшал барельефный фриз работы самого Фидия,изображавший торжественную - в присутствии богов - процессию последнегодня панафинейского праздника, в которой относился в акрополь драгоценныйпеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики.По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, поблагородству целого, П. представлял собой самое блестящее изпроизведений аттическодоричества зодчества. Его красоту и живописностьвозвышала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных егочастей. От всего великолепия П. дошли до нас только жалкие,обезображенные остатки. Со времени завоевания Греции римлянами непроисходило в истории этой страны ни одного переворота, который неотражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначалазавоеватели увезли к себе его лучшие украшения; потом христианство,восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что былопротивно новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковьПриснодевы Марии, но и это не уберегло его от дальнейших несчастий.Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в П. мечет, и,наконец, осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечилисоздание Иктина и Калликрата; венецианская бомба, попав через мраморнуюкрышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрывэтого последнего, разорвала П. по длине на две части и обратила его вполуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни длявыжигания из них извести. Варварское отношение к П. прекратилось тольков текущем столетии, по образовании греческого королевства. Но еще доэтой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более илименее уцелели, были уже увезены на З.Европы. В настоящее время, из 5 непогибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются насвоих местах: 16 метопов южного фасада находятся в британском музее, вЛондоне, один метоп - в Луврском музее и один - в новоустроенномакропольском музее, в Афинах; остатки свалившихся и разбитых фронтонныхгрупп перешли, главным образом, в британский музей, где красуется такжецелая треть фриза, опоясывавшего целлу. Что касается до колоссальнойстатуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III стол. до Р. Хр. тираньЛаxapий похитил часть ее драгоценных украшений, но она продолжаланаходиться в храме до конца IV в. нашей эры; последнее имеющеесяизвестие о ней относится к 375 г.; вероятно, вскоре после того она былауничтожена, как бывший предмет языческого культа, гнусный для христиан.Ср. Michaelis, "Der Parthenon (Лпц., 1871), Dohrfeld, "Untersuchungen amParthenon" (в "Mittheilungen d. Archaol. Instituts aus Athen", т. Vl,1881). А. С-в.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАРФЕНОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.