ПИНДАР
ПИНДАР ПИНДАР
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПИНДАР

ПИНДАР

ПИНДАР
Пиндар Пиндар (PindaroV) - лирический поэт (622 - 448 до P. Хр.), уроженецКиноскефале, предместья Фив в Беотии, почему поэт называет себяфивянином, а Фивы - своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали усвященной горы Геликона, близ источника Дирки; гора почиталасьместожительством муз, пользовавшихся водою источника, от которого П.получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту, П. принадлежал кзнатному роду Эгеидов, глава которого был спутником основателя Фив,Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес; из Спарты Эгеидывывели колонию на о-в Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом, вышлив Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в пифийской оде(V, 65, сл.). Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождюмуз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона вДельфах - с пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков,нашедшая в Пиндаре совершеннейшего представителя, была неотделима отпения, музыки и танцев; всем этим искусствам П. обучался частью в родномдоме, где игра на флейте была наследственна, частью у беотийскихпоэтесс, Миртис и Коринны, а главным образом в Афинах, у Аполлодора,Агафокла, Ласа; здесь же он мог познакомиться с поэзией Симонидакейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов,семейные предания, сама природа родных мест должны были сообщитьпоэтическому дарованию П. направление по преимуществу религиозное иторжественное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественнымаристократам, свободное от местной или партийной исключительности. Ни вотрывках, ни в победных песнях, сохранившихся целиком, невозможноотыскать даже намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правленияили к какому-нибудь из греческих государств. Как певец, он жаждет славыу всех эллинов. Более всего ненавистны ему брань и раздоры ("дажеглупцам легко потрясти государство, но трудно восстановить его безпомощи богов"). Он прославляет мирные подвиги, гражданские и личныедобродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве к мируПолибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с предателямиЭллады во время нашествия Ксеркса; но целые эпиникии, отрывки другихстихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что П. разделял общуюрадость эллинов по случаю торжества над персами и открыто признавал заафинянами и эгинетами высшую заслугу в деле охраны Эллады отпосягательств варваров. Афины он называл "опорою Эллады", "блестящими","главными", "достойными песнопений"; по словам Исократа, афиняне дали заэто П. звание проксена и уплатили ему 10 тыс. драхм, а по свидетельствуПавсания и др. - почтили его бронзовой статуей, Занятие поэзией П. обратил впрофессию; в большинстве случаев он писал по заказу тиранов, знатныхграждан или республик, получая за исполнение заказов условленную плату.Важнейшие из его стихотворений, эпиникии, имели целью прославлениепобедителей на обще эллинских празднествах, а также самих празднеств; вних не было места ни выражениям областного патриотизма, ни развитиюличных мотивов поэта. П. разделял обще эллинские религиозные верования,что не мешало ему, как и Эсхилу, высказывать спиритуалистическиевоззрения на божество; из богатой сокровищницы мифов П. в каждом данномслучае выбирал рассказы и имена наиболее отвечающие ожиданиям слушателейи его собственной задачи. Он не пропускал случая внушать своиммогущественным героям такие правила поведения относительно подчиненныхили народного большинства, которые в массе слушателей могли тольковызывать живейшее сочувствие. Не могли они не сочувствовать икрасноречивым напоминаниям поэта о мире и его благах, одинаково дорогихи понятных всем эллинам, без различия парий в государств. Вот почему,получая деньги и почести от афинян, проживая подолгу на Эгине, П. в тоже время пользовался гостеприимством тиранов сиракузских, агригентских,киренских, поддерживал сношения с царем македонским Александром, сзнатными семействами Родоса, Тенедоса, Коринфа. Служители богов дорожилиего стихотворениями религиозного содержания: его гимн Зевсу Аммонскомубыл начертан на столбе в храме; кажется, 7-ая олимпийская ода, в честьродосца Диагора. была записана золотыми буквами в храме Афины в Линде.Из уважения к славе П. Александр Вел. при разрушении Фив, в 335 г.,пощадил его дом, вблизи святилища Диндимены. Умер П. вдали от родины, вАргосе. Наиболее ранней из од П. считается Х пифийская, в честь мальчикаиз фессалийского рода Алевадов, написанная в 502 г. до Р. Хр.;позднейшая, IV олимпийская, относится к 451 г. Стихотворения П., в 17книгах, подразделялись грамматиками на следующие виды: гимны, пеаны,дифирамбы, просодии, парфении, гипорхематы, энколии, френы, сконии,эпиникии. В целости, если не считать конца последней книги, дошел до настолько последний разряд стихотворений, по степени важности общеэллинскихпразднеств расположенных в 4 книгах: оды олимпийские (14), пифийские(12); немейские(11), истмийские(7). Как эпиникии (победные песни), так ивсе прочие стихотворения П. принадлежат к хоровой лирике и подчинены ееправилам в рифмическом и стихотворном построении, а равно в способеисполнения: каждое стихотворение было песней, которая исполнялась хором,под аккомпанемент флейты или лиры (или обоих инструментов) и рифмическихдвижений хора. Не менее эпиникий ценились древними и другие потерянныедля нас стихотворения Пиндара, как это видно из оды Горация (IV, 2). Мыне имеем возможности судить о музыкальной и пластической стороне поэзииП., о том впечатлении, какое производила она, в гармоническом сочетаниис музыкой и танцами, на пирах владык и знатных граждан, в торжественныхрелигиозных процессиях к храмам, жертвенникам или местам вечногоупокоения усопших. - Нынешняя редакция эпиникий восходит калександрийским грамматикам; хронология большей их части установленавпервые А. Бёком в его монументальном издании П., со схолиями и латин.переводом, с объяснительными комментариями и монографией о стихосложенииП. (Б., 1811 - 21). Диссен; Шнейдевин, Г. Герман, Бергк, Т. Моммзен, В.Христ, А. Круазе и др. продолжали дело Века, как в восстановлениитекстов П., так и в разностороннем разъяснении его поэзии. Назначениемод П., было придать возможно большую торжественность и общий интересликованию победителя и его сограждан, следовавшему за победой на одномиз национальных праздников. Эллин всегда дорожил доброю и долгою памятьюв потомстве, всячески поддерживал связь с предшествующими поколениями,восходившими до самых богов, никогда не изменял вере в то, что истинныйвиновник и бедствий человека, и его счастья - божество. Все эти мысли ячувства должны были находить себе место и в том празднестве, которымчествовал свою удачу победитель на общенародных играх; возможно болееяркое выражение обязан был дать этому настроению поэт, призванныйукрасить празднество победителя. Торжественный тон составлял непременноесвойство песни, проникнутой чувством благодарности к богам и боязньючем-либо не угодить им. 0билие правил, соблюдение которых может уберечьнастоящего победителя и всякого другого смертного от кощунственныхдействий относительно богов и от насильственных поступков по отношению клюдям, было второй необходимой чертой победных песен. Правила эти былитем внушительнее, что поэт (как и афинские трагики) освещал их примерамииз области сказаний о богах и героях. Поэт, достойным образомувековечивавший имя победителя, пользовавшийся этим случаем для того,чтобы почтить богов, научить смертных добру, доставить слушателям иотдаленным читателям художественное наслаждение, сам твердо верил в своепризвание, в свое право на восторги современников. Когда П. открыто ичасто говорит о достоинствах своих песен, провозглашая их бессмертие, онсвидетельствует этим, что его песни отвечали глубочайшим душевнымдвижениям эллина. "Памятник" Горация: Exegi monumentum aere perennius,вдохновлявший многих последующих поэтов - не более, как подражание П.(пиф. VI, 10): в устах греческого поэта уверенность в бессмертии былалишь выражением открытого, всенародного признания его великой роли. Из44 эпиникий некоторые посвящены тиранам, другие - частным лицам,уроженцам различных эллинских государств. Не следует забывать, чтогреческие храмы, пиршества, религиозные собрания оглашались и другимивидами песнопений П., так что он был гораздо больше певцом народным,обще эллинским., нежели панегиристом владык или богачей. Этимобъясняется независимый тон его эпининий, в которых похвалы лично героюзанимают обыкновенно весьма скромное место. Если оды П. не всегда и нево всех частях и подробностях доступны нашему пониманию, то взначительной мере они были такими же и для большинства егосовременников. Трудность понимания П. происходит, главным образом, оттого, что ему не казалось согласным с достоинством его музы входить вболее ясные и более многочисленные указания на личные или местныеобстоятельства. В одах П. центральную и наиболее распространенную часть(dmjaloV ) составляет, большею частью, какой-либо мифологический илилегендарный рассказ; ему предшествуют и за ним следуют краткие обращенияпоэта к воспеваемому победителю, похвалы народному празднеству; наконец,в разных местах оды вставлены общие суждения, в виде собственныхафоризмов автора или хорошо известных народных речений. Так, в 1олимпийской оде содержатся похвалы Гиерону, как правителю мудрому,правосудному и любящему науки, и упоминание о коне Ференике, доставившемпобеду господину в Олимпии (ст. 1 - 23); засим идет миф о Пелопсе,давшем имя полуострову и также победившем в олимпийском состязании присодействии божества (24 - 103); в последних 17 стихах поэт снова говорито Гиероне и о своей музе. Взаимное отношение составных частей в одах П.особенно ярко характеризует IV пифийская ода, в 229 стихов. Воспетыйздесь поэтом киренец Аркесилай был прямым потомком основателя Кирены,Батта, происходившего от аргонавтов; это последнее обстоятельство даетповод П. изложить легенду о Язоне и Медее, об основании города (4 -262); в конце песни поэт ходатайствует перед Аркесилаем о помилованиянекоего Демофила. В мифических своих рассказах П. или восходил кначальным временам городов и народных праздников, к предкам победителей,или высказывал свои пожелания победителям и намекал на аналогичныесовременные отношения; в развитии мифической части оды могли иметь местои чисто художественные мотивы. Во всяком случае в эпиникиях П. мифы былипреимущественно формою, которою поэт пользовался для своих целей, смифической стариной не имевших ничего общего: в этом существенноеотличие П. от эпических поэтов более древнего времени, у которых П.заимствовал свои рассказы. П. шел еще дальние: не отвергая реальногосуществования народных богов и героев, он не мог помириться со многимиподробностями сложившихся о них басен, так как они не согласовались ни сего нравственным чувством, ни с его религиозными воззрениями; такиеподробности он отвергает, как вымысел поэтов, оставляя неприкосновеннымипрочие части мифа или легенды. В IX олимп. поэт говорит о том, какГеракл ополчался на самих богов - Посейдона, Аполлона, Плутона, - но тутже останавливается: "прочь эти речи: хулить богов - ненавистнаямудрость; возноситься сверх меры прилично безумцам". С ужасом исмущением спешит поэт закончить рассказ о братоубийстве Пелея иТеламона, не дерзая, однако, отрицать само событие (нем. V, 12 - 16).Великаны Алкионей и Антей, крылатый Пегас, чудовищная Горгона, Химера,Тиеон о ста головах и т. п. мифические образы имеют для П. такой жереальный смысл, как и легендарные предки воспеваемых им победителей; нов тоже время он с негодованием отвергает рассказ о том, как Танталзарезал сына своего Пелопса и мясо его подал богам, как плечо Пелопсабыло съедено Деметрой и т. д. Поэт предлагает собственный вapиaнт этогорассказа: Пелопс был взят Зевсом на олимп, как Ганимед; когда он исчез,злые соседи стали распускать слухи, будто он был разрезан на части,сварен в кипятке и куски мяса были съедены. "Прочь от меня такие мысли -никого из богов я не могу называть алчным" (олимп. I, 30 - 55). Он неподвергает сомнению рассказ о любви Аполлона к нимфе Корониде, нопочитает недостойною всеведущего божества подробность, сообщаемуюГезиодом, будто Аполлон узнал об измене возлюбленной от ворона; вподобной помощи Аполлон не нуждался (пие. Ill, 25). В большинствеслучаев благочестивый поэт обходит молчанием такие истории о богах,которые в его время и по его понятиям не сделали бы чести и простомусмертному. Согласно с орфиками и пифагорейцами, П. верит в загробнуюжизнь и в воздаяние каждому по заслугам (олимп. II, 62 сл.); наклонностьк монотеизму выражается в превознесении Зевса над прочими небожителями,как божества единого, вечного, дарующего силу другим божествам. Какчасть повествовательная, мифологическая, так и обращения к победителямизобилуют моральными сентенциями: "справедливость - несокрушимаятвердыня государств", "в нужде все благо", "закон царит над всем", "дажемудрость склоняется пред корыстью" и т. д. Торжественности настроениясоответствовала речь эпиникий, в основе своей эпическая не только поподбору слов, по обилию эпитетов, метафор, метонимий, но даже подиалектическим особенностям; имеющиеся в одах дорические и эолийскиеобразования - кажется, в зависимости от того, к какому из племенпринадлежал воспеваемый в оде победитель, - сообщали эпяникиям характерсвоеобразной хоровой лирики, окончательно установившейся со времениСтесихора. Стесихору следовал П. и в расположении стихов по триадам,состоящим из строфы, антистрофы и эпода, применительно к движениям хорапри исполнении песни. В отношении ритма и метрики каждая одапредставляет собою отличное от прочих целое; общий стихотворный размеримеют только III и IV истм. оды. Музыкальное разнообразие проникаетсобою не только отдельные оды и составные части триад, но и отдельныестихи каждой группы в триаде. Любимый размер П. - дактило-эпитриты:впрочем, метрами собственно пиндаровскими называются триантиспастических (И - - И И - - И И - - И ...). Дактило-эпитритическоепостроение строфы находится в 19 эпикиниях; в других П. предпочиталболее подвижный размер - эолийские логаэды. Древность греческая иримская признавала превосходство П. над прочими лириками, называя еголириком по преимуществу, торжественным, великолепным, неподражаемым.Гораций сравнивает П. со стремительным потоком, который напоен дождями изатопил берега; подражателей П. он уподобляет Икару, восковые крыльякоторого растаяли при приближении к солнцу (Од. IV, 2). С Горациемсогласен Квинтилиан. После разноречивых суждений критиков XVII и XVIIIвв., А. Бёк, в начале XIX в., положил начало всестороннему, строгонаучному исследованию поэзии П. (Б., 1811 - 21). Древнейший из списковП., cod. Ambrosianus, относится к XII в. Литература. Изд., кроме Бёка: Т. Mommsen, "P. carmina" (Б., 1864);Bergk, "Poetae lyr. Gr. " (2 изд., 1, Л., 1884); W. Christ, "Bibl.Teubn. "(Л., 18691; Rumpel, "Lexicon Pindaricum" (Л., 1883). cm.Rauchenstein, "Einleitung in P. Siegeslieder" (Aap., 1843); Mezger, "P.Siegeslieder" (Л., 1880); A. Croiset, "Poesie de P. " (П., 1880);"Творения" П., перевел. П. Голенищевым-Кутузовым (М., 1803); Иноземцев,"Пиндар" ("Ж. М. И. Пр.", 1876, окт.); В. Майков, "Жизнь П. " ("Ж. М. Н.Пр. ", 1887); его же, "Эпиникии П. " (там же, 1892, 1893). Переводили изП. Державин, Мерзляков, Водовозов. Ф.Мищенко.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПИНДАР



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.