ПАН
ПАН ПАН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАН

ПАН

ПАН
Пан Пан (Pan) - древнегреческий бог, аркадийского происхождения. Погомеровскому гимну, П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Онродился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же порождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью ихарактером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьишкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенноДиониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так какон доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителемстад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии- царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту илисирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. Вполдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природапод знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух неосмеливался нарушить его игрой на свирели из боязни потревожить сонбога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками,суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытываетчеловек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз.паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфыЭхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. Кэтому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую онрасположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненныйприродного вдохновения, он был богом - предсказателем; в Аркадиинаходился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый совсеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником,(enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и наморе, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвященыгоры, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любившийуединение и свободную природу, П. не был городским божеством, и толькопо случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинахбыл посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которыхбудто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствиеоргиастических свойств его характера, культ его соединился с культомвеликой матери и Диониса. В Лидии П. был отожествлен с Марсием исчитался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимфи гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственнойлюбви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается какспутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божестваприроды, были еще существа демонического характера, называвшиеся PaneV;или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах илесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и былитоварищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872), "Gymn.Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis"(1873); F. Wieseier, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller,"Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747). Н. О.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.