ПАНЕГИРИК
ПАНЕГИРИК ПАНЕГИРИК
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК
Панегирик Панегирик - Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи припогребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый родлитературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого родаречи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, аизвестным лицом, по назначению. "De moiribus aut beue, aut nihil"говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причем первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того,как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогомдля похвалы живым. Из панегирических речей древности особеннозамечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (уОукидида) и речь Лизия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имелиглавным образом целью одушевить афинян к новым жертвам для блага испасения отечества. В точном смысле слова П. (от pan - весь и agoraафинский форум) стали называть речь, произносимую перед народом в честькакого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, безпримеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился донашего времени только П. Афинам Изократа (386 г. до Р. Хр.). В римскойлитературе знаменит П. Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения егоконсулом - образец тонкой и остроумной лести. "Жизнь Агриколы" Тацита -другой пример П. в римской литературе, но уже без всякой примеси лестиживому. С распространением христианства похвальное слово умершимприобретает все более характер апологии религии и наставления живым, вдухе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало П. в деньпраздника того или другого святого, и те же начала легли в основаниежитий святых. П. святым и царям пестрели риторическими украшениями ипроизводили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше онипоходили на действительность. В XVI и XVII в. входит в обычай, сочинятьпанегирики или похвальные слова юмористического и сатирическогосодержания: например похвала пьянству, подагре, животным и растениям(кошки, крысы, мыши). Особенно знаменита сатира в форме панегирика -"Похвала глупости" Эразма Роттердамского. В XVII в. во Франции,вследствие особых условий усиления королевской власти, развиласьпридворная панегирическая хвалебная поэзия. В XVIII в. даже Вольтер,Дидро, Д'Аламбер и др. знаменитые философы века писали П. Екатерине II,Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы астихотворцы сочиняют П. Вольтеру и другим значительным лицам ивельможам. Из памятников XVII в. во Франции особенно известны П.Боссюэта священной королевской власти. Другой современник Людовика XIV,Буало, издал в 1660 г. сборник "Discours au roi" - П. королю и монархии.XVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или"похвальных слов", представляющих ряд риторических П. выдающимсягосударственным деятелям, воинам, ученым, поэтам и т. д. Особеннойизвестностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе,Д'Аламбера, и других академиков. Обычай произносить в торжественные ипраздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел ик нам, и получил значительное развитие в проповеди. а затем в литературеи даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповичапредставляют почти всегда П. Петру. Наука и литература долгое время ещенуждались у нас в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженныеП. Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этихгосударей. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особыйрод придворной, панегирической, т. е. неумеренной в похвалах и льстивойлитературы. В некоторых одах, напр. Елизавете Петровне, восторженные,превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголоскамиобщественного настроения, видевшего в воцарении "Петровой дщери"наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и посланияЛомоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеютсерьезное общественное значение и одушевлены любовью к науке ипросвещению. Но этого нельзя сказать о большинстве панегиристов,искателей теплых мест; их льстивые П. не отличаются ни содержанием, нистилем. Панегирическая литература XVIII в. имеет у нас особенно видногопредставителя в лице Державина. В XIX в. П. в настоящем смысле словаисчезает. С. Б-т.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАНЕГИРИК



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.