ПАНТЕОН
ПАНТЕОН ПАНТЕОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАНТЕОН

ПАНТЕОН

ПАНТЕОН
Пантеон Пантеон (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всембогам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им жепостроенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых,например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. Посленеоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. былреставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р.Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрациисвидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью,высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен вцерковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S.Maria ad Martyres - церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С.Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое зданиес портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным ещепри Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую истатую Августа. портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителямипревосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимсянекогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляеткруглое помещение в 43,5 м. ширины и такой же вышины, покрытоеполукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуибожеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ковремени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тутпервоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжениецилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчлененапилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г.Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогимипородами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, несмотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищническогоотношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез вКонстантинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г.вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороныоткрыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшимипостройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшиминаслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии,похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-ЭмануилII. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте,где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св.Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание,которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П.имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединойкоторого высится купол на барабане. С западной стороны П. находитсяобширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфскогостиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м.Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглоепространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполомфонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весьПариж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Зданиееще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собраниепереименовало его в Panthеon Francais и определило ему быть хранилищемпортретных статуй великих людей, тела которых погребались бы вподвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовноеведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницывыдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковьсв. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданскийхарактер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретомот 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы датьвозможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его вусыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П.см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon ele terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАНТЕОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.