ОДА
ОДА ОДА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ОДА

ОДА

ОДА
Ода Ода (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) - принадлежит к родутак наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирикаэтого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир,на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. былапредназначена для большого круга слушателей и должна была отличатьсясерьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном; в этом ееотличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроенияпоэта и рассчитанной на интимный круг почитателей. Дорическая лирикаотличалась от эолийской и формою: вместо коротких, куплетных строф онасоздала строфы величавые, длинные, из которых каждая распадалась на тричасти (строфу, антистрофу и эпод: первые две слагались из одинаковогочисла стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо,движению влево и остановке, после которой движение возобновлялось сновой строфы. Содержанием О. были Бог, религия, природа, искусство,истина, отечество и тому подобные, обязательно грандиозные сюжеты. Посвоему содержанию О. распадалась на собственно О., гимн и дифирамб.Несомненно, что древнегреческая О. создалась под влиянием восточнойцивилизации. О. в виде гимна, славословящего божество - излюбленный роддревнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисея вИсходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. д.).Греческая ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна идифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философскогоэлемента, хотя и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии.Лучшими одописцами древней Эллады считаются: эолиец Алкей, наиболееизвестный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть ктираннии, прелести свободы, горе изгнания; дориец Алкман, прославившийсясвоими "парфениями" (песнями для девичьих хоров) религиозно-чувственногосодержания и хоровыми песнями, посвященными политическим событиям;иониец Симонид, писавшим хвалебные песни в честь победителей наобщественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили уПиндара (VI в. до Р. Хр.), соединившего в себе серьезность дорийскойпоэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны идифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в видежреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но неполучили литературного развития, так как вся лирическая поэзияпоследующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражалГораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию"(Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составляющие в сборникеГорация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону ивыходят за пределы понятия О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О.не столь строга и величава, как у Пиндара; его строфа обыкновенночетверостишная (Фету было удобно переводить эти О. четверостишнымикуплетами); он пользовался, большею частью, короткой строфой -алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессансавозродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв.был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователямиПетрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики; образцамиего были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов".Насадителем латинской О. во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями(так наз. "Плеядой"), сочинявший О. "горациевские", "анакреонтические","пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементаминародности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальянских песнях, аГонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров,создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы- chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народапользовалась лирикоэпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда,героическая О. возрождения получила право на существование благодаряпоэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О.в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast"(положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильноеразвитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буаловозвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеалапоэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в.Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеляРамбулье; ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобыдостигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей уМалерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо.Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиознымсодержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейскойлирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттесненаболее мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великиелирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии сфилософским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и недержались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали вГермании - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии -Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательноизбегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейшихстихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - Врусской народной поэзии характером О. отличаются так наз. "духовныестихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросахжизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческихбожеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т.д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попыткиискусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О.написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложеннаяшестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десятистихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в.мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским"Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига);стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршейКантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буалои Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными посодержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, снепосредственностью и живостью только что пробудившегося литературногогения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспеваетсяПетр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова,начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь,человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представляетсобою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный,задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражалГорацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеяминовой философии ("Бог"), и О. описательная ("Водопад"), и О. сатира("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва лине знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она былапереведена на множество языков. Державинский тип О. надолго сталруководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самогоПушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своимхудожественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешкинад которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшегоодописцев в "Чужом толке". Вс. Ч.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ОДА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.