ОУЭН
ОУЭН ОУЭН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ОУЭН

ОУЭН

ОУЭН
Оуэн Оуэн (Роберт Owen) - один из первых социальных реформаторов XIX в.(1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, О. учился в элементарнойшколе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои досугичтению и поискам "истинной религии". В Манчестере он сошелся со многимичленами местного философского и литературного общества, особенно дружилс доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль онеобходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам О. читал вэтом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это времяон страстно увлекался химией. Весь мир представлялся ему как химическаялаборатория, а на человека он смотрел, как на сложнейшее химическоесоединение. Найдя новые способы для обработки грубого американскогохлопка, О. на 20 году сделался управляющим хлопковой мануфактуры.Женившись на дочери фабриканта Дэля, он стал его партнером, а затемвладельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть своейжизни. Здесь окончательно сложились его взгляды на человечество и нанеобходимые социальные преобразования. Первоначально он действовал, какпросвещенный фабрикант и благотворитель. На своей нью-ланаркской фабрикеон ввел все усовершенствования в отношениях к рабочим, которыевпоследствии были вынуждены от других фабрикантов тяжелой борьбой ивоплотились в фабричном законодательстве. Примером своей фабрики онхотел показать высшим классам, что обязанность заботиться о низшихклассах вполне совпадает с их интересами, что, лучше обращаясь с своими"живыми машинами", они могут спокойно пользоваться своим богатством иразлить вокруг себя благосостояние, культуру и искреннюю благодарностьНа основании собственного опыта он выработал систему "патроната",которую он теоретически впоследствии развил в сочинении: "Essay on theFormation of Character" (1812), доказывая, что человек составляетпродукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние,тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. Впервое десятилетие этого века нью-ланаркская фабрика привлекала к себетолпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому ее успеху иблагосостоянию ее рабочих. Посетил эту фабрику и вел. кн. НиколайПавлович, будущий император всероссийский. Удивленный успехом О., слышасо всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда всеобъясняли чрезмерным его размножением, он предложил О. взять с собой двамиллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но О.категорически отказался. Убедившись, что проповедь примером и словом невызывает подражания, О. начал деятельную агитацию в пользу фабричногозаконодательства, стараясь опереться на монархическую власть иземледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательствагосударства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. ТогдаО. решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудитьего к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словамО., "заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системыединства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему иистинном познании человеческой природы". Теоретические основания,которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложилв двух сочинениях: "Explanation of the causes of distress in whichpervades the civilised World" (1823) и "The New Moral World".Практически он разработал план организации ассоциаций в "Report to theCounty of Lanark". В начале О. думал об устройстве ассоциаций иликолоний только для не имеющих работы, но затем пришел к мысли онеобходимости полного преобразования промышленной системы. Он явилсяпервым социалистическим ее критиком. Современная промышленная система,по О., построена на трех ложных началах: на детальном разделении труда,которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщеепротиворечие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможнойтолько тогда, если спрос равен или превышает предложение; реальный жеинтерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда большеспроса. До изобретения машин еще можно было поддерживать такоененормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится ибудет находиться в критическом положении, приводя к разорениюфабрикантов и голодовке рабочих. Устранение всех бедствий произойдеттолько тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясьпроизводительными силами, почти безграничными на почве новыхусовершенствований, соединятся в кооперации, для производства, припомощи собственного труда и капитала, и для удовлетворения собственныхпотребностей. На английской почве О. не удалось практически приложитьсвои планы. Его стали считать опасным мечтателем, в особенности с тогомомента, когда он в 1817 г. затеял борьбу со всеми религиями. В 1825 г.О. покупает в Америке 30 тыс. акров земли и организовывает здесь в штатеИндиане, на р. Вабах, коммунистическую производительную колонию изсовершенно случайно сошедшихся людей. В этом деле ему содействуютфилантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам О., сособым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразупересоздать природу людей путем преобразования внешних условийоканчивается неудачей, и колония исчезает бесследно. Значительная долясостояния О. пропадает даром, но энергия его не падает. В 1832 г. онзатевает в Англии новое дело, которое то же оканчивается неудачей, ноимеет большое социальнополитическое значение: он делает попыткуорганизации "Биржи трудового обмена". Желая уничтожить всякую торговуюприбыль и посредничество денег, О. устраивает в Лондоне биржу, кудавсякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовыебилеты, по расчету шести пенсов за каждый час труда, вложенный впродукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюдабыло доставлено более чем на 10000 фн. ст. товара, и трудовые билетыстали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако,начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары иторопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро былазавалена товарами, не имеющими надежды на сбыть. Оценка товаров по часамтруда и по шести пенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения испоры. С нагромождением на бирже никому ненужных товаров, трудовыебилеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством. Не смотря навсе свои неудачи, О. навсегда останется памятным в истории умственногоразвития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству,указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачуборьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов впромышленности, которая объясняет их несоответствием производства спотребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностьюпотребительной доли богатства, которая достается массам при системесоперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения,ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранитьторговую прибыль, основная ошибка его состояла в том, что он хотелчастными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попыткамипреобразовать народное хозяйство и природу людей, которые, составляяпродукт долговременного исторического процесса, эволюционируют медленнои могут изменяться лишь в закономерной последовательности. Писал О.плохо, неясно и с бесконечными повторениями для истории важны не егосочинения, а вся его личность и его практическая деятельность,стремившаяся к водворению мира между классами и к благу человечества. Вконце жизни О. сильно увлекался спиритизмом. Ср. Sargant, "R. Owen andhis social philosophy" (1860, самая лучшая биография); L. Jones, "Thelife of R. O." (Л., 1890), "Роберт Овен" (Биографич. БиблиотекаПавленкова). Переведено на рус. язык: "Об образовании человеческогохарактера" (3-е изд., СПб., 1893). О Роб. О. писал Н. Добролюбов.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ОУЭН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.