ОБЫЧАИ
ОБЫЧАИ ОБЫЧАИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ОБЫЧАИ

ОБЫЧАИ

ОБЫЧАИ
Обычаи Обычаи - в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно илибессознательно (по привычке, преданию, и т. д, ), большей или меньшейгруппой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое,полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен инародов, а у отдельного народа - об О. тех или иных его подразделений,сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных,военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д.соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. Вболее тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды иозначает, главным образом, такие особенности народного быта, которые,сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколенияк поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения ичасто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознаниеих первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и сраспространением новых воззрений и понятий, старые О. мало помалуприходят в упадок. перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяютсяновыми. Во всяком случае, О. руководить всеми людьми, в большей илименьшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной икончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и вцивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. являетсярегулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины."Давление со стороны общественного мнения, - замечает Тейлор, -принуждает людей действовать согласно О., который дает правилаотносительно того, что должно и чего не должно делать в большинствеслучаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали,что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственномупроизволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепямиО. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества илитого, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообщесчитается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всемпроходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь втом нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодымохотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей,которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось дляобщего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты,могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости ипочетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимоиметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребностиданных условий существования. У бродячих дикарей, напр., еще и теперьсуществует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать заплеменем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Преданиядоказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, даже упредков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийствосвоих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям,дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, дажеиноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружныелюди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг удруга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужихвызываете только похвалы, в особенности когда оно сопряжено струдностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадияхкультуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имелпервоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность и пользу, таккак удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовалоособых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общеевладение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти,перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или эндогамия,организация каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значениеи были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени илиего отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, анекоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемоюих пользою или стоит в связи с общим мировоззрением и религиознымиобычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О.свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий исатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О.забывается или они получают иное значение, но тем не менее народ частоупорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявлениенациональной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихсяпережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как сточки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, я в смыслепрактическом, для уяснения условий и нужд народного быта. Д. А.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ОБЫЧАИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.