ОСИРИС
ОСИРИС ОСИРИС
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ОСИРИС

ОСИРИС

ОСИРИС
Осирис Осирис или Озирис (ўOsiriV) - наиболее популярное египетскоебожество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: "Delside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифическихтекстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением кзагробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут),О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своейсестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения.Заметив, что их подданные, не смотря на продолжительные царствованияпредыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. иИсида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строилигорода, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главнымобразом Тот - олицетворенная премудрость. Затем О. предпринял поход вАзию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. Послепобедоносного возвращения О., брат и противник его, Сет, принес на пирпрекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост онпридется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросит ящик в Нил,который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ; тамвыросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделалодной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконецявилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потомоткрылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла вЕгипет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собратьпочти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтомубольшинство египетских номов считали себя местом упокоения бога илиодного из его членов. Это известие, вероятно, более позднегопроисхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий;весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены иотожествлены с О. - напр. "великий бог, предводитель западных" (т. е.покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербомнаходившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных временпривлекавший богомольцев; отсюда Манефон выводит Начало египетскоймонархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. и его цикла оказываетсясложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царствомертвых, О. Сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он ивыступает в Книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в числоего последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этомслучае нарицательным ("Осирис NN правогласый"= тоже, что у нас "покойныйNN"). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет "Уннофру" =Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение злаи смерти, а также борьбу плодородия - с разрушением, Нила - с пустыней.Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в кругсолнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденногомраком, то в виде ночного светила - луны, то, наконец, в виде верховногобожества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда егопочитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В честьО. происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря;особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Изживотных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа егокульт перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде мумии, сразличными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеяхмасса его бронзовых статуэток; весьма часты его изображения,заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога натроне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. изображался иногда с еедиском на голове и назывался в таком случае "ОсирисИах" (месяц). Лучшееизд. Трактата Плутарха "De lside" - Parthey (Б., 1850). См. Letebure,"Le mythe Osirien" (Пlap.,1875); Brugsch, "Das Osiris-Mysterium vonТentyra" ("Aegypt. Z., 1881); Loret, "Les fеtes d'Osiris au mois deKhoiak" ("Recueil", III, IV и V). Б.Т.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ОСИРИС



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.