АВВАКУМ
АВВАКУМ АВВАКУМ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АВВАКУМ

АВВАКУМ

АВВАКУМ
Аввакум Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучительXVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольноначитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольнорано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгийк самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступлениеот церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать отвозмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и личноизвестный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжномисправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и егосправщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиноювозникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителейстарины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглисьпротивники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и сталиувещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоялпри воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только вселишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякоезначение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцывозвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однакоубедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующейцеркви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленнымбогослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просилнизложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая своюфанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных повсей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом ипосланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний насоборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли вУспенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафемуархиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народеи во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей заА. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудовем-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже невырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопопсимбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и водев земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царюФедору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругалпатриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. онибыли сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеютиконы его. В сфере раскола А. действовал не только примеромнепреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихсярасколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе иавтобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах дляистории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся котрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римскойблудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал трисущности или существа, что и дало первым обличителям раскола поводговорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АВВАКУМ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.