АФАНACИЙ
АФАНACИЙ АФАНACИЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АФАНACИЙ

АФАНACИЙ

АФАНACИЙ
Афанacий Афанacий - архиепископ александрийский, энергично отстаивавший, вовремя споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, иназванный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. отродителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование,и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму; в 319 г. он былпосвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречиемна Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора ипосле смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником вепископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан,А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнаниев Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановитьежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. Послесмерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но егоэнергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, чтовесною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силыпоставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал вРим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан наРимском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учениеего объявлено согласным с догматами церкви. Император византийскийКонстанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своегоКонстанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, воктябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом,доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться отдуховной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, акогда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, гдеА. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден былбежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паствусвоим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол ЮлианаБогоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и А. могвернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностнаядеятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудиланеудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось вчетвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню.После падения Юлиана, А. возвратился в Александрию в феврале 364 г. но вцарствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город соктября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили досамой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своегоепископства, А. провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё приего жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самойсмерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимоборолся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и деломза одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависелосуществование христианской церкви. За страшную суровость, в которойупрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякийраз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь онсоответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на своюмало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своёучение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочиненияхдогматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью кправославию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым ондалеко превосходил своих противников; горячность глубокого личногоубеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностьюизложения. Его "История ариан для монахов" написана в строгоправославном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбырелигиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения вобласти экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том "Bibliothecapatrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей"Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главныедогматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеютсохранившиеся на сирийском языке: "Описания праздников", составленныеАфанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср.Мёлер, "Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома,Майнц, 1827); Бёрингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I, Цюр.,1843); его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf derOrthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АФАНACИЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.