АТОМЫ
АТОМЫ АТОМЫ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АТОМЫ

АТОМЫ

АТОМЫ
Атомы Атомы (от греч. слова atomoV - нераздробимый) - конечные составныечасти физических тел. Возникновение понятия А. является в древнейфилософии важной исходной точкой, так как только после того как ученыестали опираться на неизменяемость составных частей тел, впервые открылсяпуть к основанию точной физики. Прежде чем ум человеческий достиг этогоотвлеченного понятия, свойства материи смешивались Пифагоровой школой сгеометрическими величинами и фигурами, а так наз. Ионической школой - ссилами, обусловливающими жизнь Вселенной. Только после метафизическихисследований Элеатской школою неизменяемости бытия, Левкипп (около 500г. до Р. Х.) и следовавший за ним Демокрит (с 470 - 407 г.) высказалигипотезу, что это неизменяемое должно состоять из каких-то мельчайшихчастиц, которые не должны обладать иными свойствами, кромерасширяемости, формы, движения, твердости и веса, так как все прочиесвойства могут столь же быстро исчезать в материи, как они появляются, ипоэтому ни цвет, ни звук, ни запах не могут являться существеннонеобходимыми в первичных составных частях тела. Демокриту гипотеза этапоказалась в высшей степени удобной, так как она исключала вседальнейшие вопросы, о метафизических основаниях пространства, времени идвижения и этим отделяла и изолировала узкую сферу чувственноговосприятия от всего прочего существования. Позднее, эпикурейцы развилидальше гипотезу Демокрита, при чем важным явилось то обстоятельство, чтомежду позднейшими философами древности они были единственные, непризнававшие метафизики и домогавшиеся физических знаний. Поэтому вдревности атомистическое мировоззрение совпадало всегда с самым явнымматериализмом. В новейшее время эти условия совершенно изменились. -Демокритово атомистическое учение, из-за удобства, которое онопредставляло для вычислений, было введено Гассенди, Декартом, Ньютоном,Боэргаве, Лесажем и другими во всю область физики и получило правогражданства; учение это не нарушило однако идеалистической философии,которая продолжала ненарушимо идти по своему особому пути. Для того,чтобы вполне примирить материалистическое и идеалистическое воззрения,Лейбниц сделал попытку одухотворить А. и представить их живымисуществами или монадами, которые, находясь на различных степеняхвнутреннего развития, образуют восходящую живую цепь, первым простейшимзвеном которой является элементарная капля. Первым, решительно восставшим в новейшее время против атомистическогоучения, был Кант. Его теория суждений a priori исключает состав материииз малейших частиц по той причине, что, согласно этой теории, материя несоставлена из своих частиц, но беспрерывно наполняет пространство, припомощи отталкивательных и притягательных сил, действующих от точки кточке. Поэтому, по Канту, вся материя делима до бесконечности, хотя инераздельна. Кантовский динамизм оказал свое влияние на естествознание:в физике вместо А. стали охотнее употреблять Понятие о малых частицахмассы (corpuscula или molecules), причем оставляли неопределенным, насамом ли деле или только приблизительно частицы эти малейшие. С другойстороны Кантовский динамизм проводился последовательно в разныхнаправлениях и системах философии, был усовершенствован и защищался вовсех областях естествознания против механического мировоззренияатомистов. Гегель защищал также Кантовский динамизм; в своей "Логике" он смотритна атомистическое воззрение, как на важную стадию на пути историческогоразвития понятий, но вместе с тем относится к нему как к заблуждению,которое должно быть устранено. В дальнейшем были сделаны новые попыткиГербартом и его школой, равно как Лотце и Дросбахом, спасти физическиеА. от Кантовских нападок, преобразив их в одухотворенные монады, исвести этим точку зрения философии Канта на Лейбницевскую. После Кантане выступали более философы защитники атомистического учения в смыслеДемокритова и Эпикурейского материализма, как это имело место в XVIIIстолетии (Ламеттри, Гольбах, Робине); новые материалисты стремилисьпридать атомам сверх физических - еще некоторые идеальные свойства иливнутренние отправления (воображения, ощущения и т.п.) и этимприблизиться в известной степени к монадологической точке зрения. Ближевсего к настоящей Демокритовой системе в этом отношении стал Чольбе(Czolbe) в своем сочинении: "Neuen Darstellung des Sensualismus"(Лейпциг, 1855). Крайне остроумная попытка примирения Кантовой динамикис атомистическим учением физиков была сделана Фехнером в его сочинении:"Ueber die physik. und philos. Atomlehre" (2 изд., Лейпциг, 1864).Фехнеровы А., хотя неподвижны и кристаллической формы, как у Демокритазаимствуют из Кантовой динамики ту особенность, что наполняютпространство через воздействие геометрически правильно расположенныхточек силы. Взгляд Фехнера является повторением взгляда Рожера-ИосифаБосховича (с 1711 - 1787 г.), который считается творцом атомистики,снабдивший атомы деятельными силами, хотя, впрочем, его заслуги не былинадлежащим образом оценены, особенно в Германии, где их затмила теорияКанта, явившаяся 30-ю годами позже. Атомистическое учение стало вэмпирическом естествоиспытании неизбежной и общепринятой гипотезой. Какхимия, так и физика применяют ее для объяснения наблюдаемых явлений.Понятие А. является, однако в конце концов, следствием необходимости вэмпирическом мышлении человека. Ср. Виснер (Wiessner), "Das Atom"(Лейпц., 1875); Ф. Розенбергер (русск. перев. под редакцией И.М.Сеченова), "Очерк истории физики" (Спб., 1886); Д.Г. Льюис, "Историяфилософии" (Спб., 1866). В химии под атомами разумеют малейшие частички материи, неделимые ужени механическим, ни химическим путем; атомным же весом называютнаименьшие относительные весовые количества, в которых А. вступают всоединения. Атомы, как одноименные, так в разноименные, обладаютвзаимным притяжением и дают, после уравновешения этих притягательныхсил, соединения, называемый частицами или молекулами. По этой причине А.не могут существовать в свободном состоянии, и лишь только будутвыделены из своих соединений, как тотчас же вступают их новые соединенияс другими атомами, или друг с другом, причем по большей частиодноименные А. слагаются в частицу. Если, например, частица цинка,состоящая из двух атомов Zn Zn, будет реагировать с 4 частицамихлористого водорода, из которых каждая содержит 1 А. водорода и 1 А.хлора, то при этом два А. частицы цинка разъединяются, вследствиебольшего сродства их к хлору, и каждый из них, соединяясь с 2 атомамихлора, дает частицу хлористого цинка, тогда как четыре водородных А.хлористого водорода образуют две частицы водорода, как то видно изследующего уравнения: ZnZn + 4НСl = 2ZnCI2 + 2НН. По выше приведенному определению, А. может представлять толькомалейшую частичку простых тел или элементов. Некоторые химики называютатомами также известные атомные соединения, функционирующие прихимических реакциях подобно А. Так например, употребляют выражение "Атомметила" и подразумевают при этом соединение 1 А. углерода с 3 атомамиводорода. Однако, такой способ выражения неправилен, так как идет вразрез с понятием об А..


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АТОМЫ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.